"Учение с увлечением"

 

«Образование дают, образование получают…

   Но надо ещё уметь его взять!

   Однажды учёные задали большой группе ребят простой вопрос: «Как вы сами считаете, соответствуют ли результаты учения вашим возможностям?»

   Больше половины старшеклассников ответили: «Нет, не соответствуют». А в последнем, десятом классе почти семьдесят процентов ребят считают, что они могли бы учиться лучше. Что же им мешает? Может быть, не хватает способностей, трудно учиться?

Все ребята, как один, ответили: «Нет!» Конечно, одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» — не значит «невозможно». Никто не жалуется на свои способности, и это правильно, это честно.   Проблема в другом. Большая часть ребят жалуется, что им не хватает организованности и нет у них достаточного интереса к учению.                                           Симон Львович Соловейчик «Учение с увлечением»

 

Я не случайно взяла данную выдержку с вышесказанной книги. Этот вопрос как педагога волновал меня давно. Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудиться всю свою педагогическую жизнь. Требования, продиктованные временем и отраженные в ФГОС, выделяют ключевую компетенцию, как «научить учиться». Образовательный стандарт нового поколения ставит перед нами задачи не только научить учащегося читать и писать. Но и привить учащемуся универсальные учебные действия, которые лежат в основе учения учиться. Ребенок не должен получать знания в готовом виде, а добывать их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности. Перед преподавателем возникает еще одна важная задача активно формировать у учащихся познавательный интерес и мотивацию к обучению.

Так  случилось и со мной, первого сентября ко мне пришел 6 класс.

После ознакомительного диагностического тестирования и неутешительных результатов (из 20 написали на «хорошо» 10  учащихся.)  Я поняла класс - слабый. Передо мной встал вопрос «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»  Ответом, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению,  осуществляемый путем сотрудничества преподавателя и учащегося. Постепенное формирование у данного контингента УУД в учебной и внеучебной работе путем …..

Но прежде чем приступить к проектированию предметно - развивающей среды я вспомнила,  чему нас учили в своих работах, Макаренко и Сухомлинский.

Учитывать следующие факторы:

1.     Индивидуально - психологические особенности ребенка;

2.     Своеобразность его эмоционально - личностного развития;

3.     Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

4.     Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим. Они развиваются, изменяться, и  поддаются коррекции.

Но взвесив свои силы - поняла, я одна, а их 20. Значить возникает необходимость стимулировать образовательную деятельность учащихся на основе:

·        САМООБРАЗОВАНИЯ и САМОРАЗВИТИЯ (развивать самостоятельность в выполнение заданий  разных уровней)

·        САМОВЫРАЖЕНИЯ (развивать творческие и коммутативные способности)

При решении данной  задачи я воспользовалась особенностями данного контингента:

·        Нашим нахимовцам нахимовцев, так как уже с 5 класса они живут вместе, присуще черты коллективизма, взаимовыручки, ….

·        Учащиеся 6 класса находятся еще в замечательном возрасте, когда с ними еще можно играть.

·        Я нашла себе помощника, который прекрасно совместил две обязанности старшина класса и тьютора. Обычно старшина в таком коллективе пользуется авторитетом. А чтобы приучить его не только командовать взводом, но и помогать в решении трудных вопросов. Я думаю, что такое совмещение будет для него и ребят полезным. Итак, Дальше нами был разработан индивидуальный план учащегося. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень задания, темп усвоения материала, тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту. Благодаря данному плану мы можем грамотно скорректировать пробелы учащегося и  своевременно перейти от простого уровня к более сложному. К этому хочется добавить, так как наши дети сейчас компьютерные гении, пройти уровень и перейти на другой вызывает у них восторг, понятный нам. И они очень стараются попасть на другой уровень - повыше.

Индивидуальную работу в классе я разделила на виды:

1.     Индивидуальные карточки и индивидуальные диагностические работы (различных типов сложности);

2.     Индивидуальные консультации во внеурочное время;

3.     Индивидуально - ориентированная работа с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом.

При реализации первого пункта при составлении карточек и работ можно использовать задания разных уровней:

·        Нормативный уровень (содержание заданий должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала). Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы их понимание. Задания такого уровня включают в себя вопросы (Кто, что, где, когда?)

·        Компетентный уровень (то, есть знающий, сведущий в данной области)

Задания должны, направлены на умения обобщать, распознавать, применять, осуществлять.

·        Творческий уровень (творческий подход к изучению материала) направлены на развитие у учащихся самостоятельности и критичности мышления. Это могут быть задания сравнить, систематизировать, найти ошибку, обосновать свое отношение, привести аргументы и контраргументы.

На  индивидуальных консультациях я подробно останавливаться не буду, так как название говорит само за себя - в дополнительное время мы индивидуально ликвидируем, те пробелы в знаниях, которые возникли в процессе обучения, в результате контакта ученик – преподаватель.

Более подробно хотелось остановиться на своеобразном «бренде» нашего  6 класса. Вернемся к началу года. Когда мы выяснили, что у ребят много пробелов в знании истории, но пробелы у всех разные (кто-то не знает хронологию, кто- то плохо ориентируется в картах, кто- то путается в терминологии), мы придумали своеобразную игру. Знания по истории складываются из разных навыков знание хронологии, терминологии и т.д..

Каждую неделю в классе в зависимости от трудностей, возникших у учащегося, мы почетно назначаем на должности главного хронографа, полководца, культуролога, генеалога. Ребята погружаются, в данную область изучают и на уроках помогают преподавателю, когда в процессе урока  требуется помощь, преподаватель обращается,  за помощью к разным «специалистам». Так же ребята делятся знаниями друг с другом, консультируя. Ребенок не только приобретает знания, ликвидируя пробел, но и приобретает коммуникативные навыки. В конце недели, когда учащиеся справляются с задачей, мы благодарим их за работу, назначаем следующих «специалистов». Что бы работа была, не однообразная, для этого нахимовцам предоставляются многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а, следовательно, самоопределения. Ребята  определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся  не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ. Результаты нашей работы, успехи и достижения (по итогам прошедшей недели) мы размещаем на «дереве решений», которое «растет» у нас в кабинете, сделанное руками самих нахимовцев.

 

 

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?

                                                                                              Квинтилиан

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы преподавателя2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ Система приемов индивидуальной работы на уроках истории на примере одного класса Преподаватель Иванова Ольга Алексеевна

Слайд 2

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Образования дают, образование получают…… Но надо еще уметь его взять С.Л. Соловейчик

Слайд 3

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Давайте познакомимся – 6 класс!

Слайд 4

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» При проектировании предметно- завивающей среды учитывать: и ндивидуально- психологические особенности ребенка; с воеобразность его эмоционально- личностного развития; и ндивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; л юбознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Слайд 5

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Старшина класса, он же активный помощник преподавателя

Слайд 6

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Индивидуальный план нахимовца № Источники изучения сроки Необходимо повторить, знать уметь Индивидуальное задание оценка

Слайд 7

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Индивидуальные карточки (различных типов сложности): Нормативный уровень (содержание заданий должны обеспечивать обязательное усвоение материала); Компетентный уровень (умение обобщать, распознавать, применять, осуществлять); Творческий уровень (обосновать свое отношение, привести аргументы и контраргументы)

Слайд 8

Специалист по хронологии архивариус полководец Специалист по генеалогии культурология

Слайд 9

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Рейтинг популярных приемов (по результатам опроса нахимовцев 6-х классов) м есто- « Путешествия во времени » м есто- «Архивариус» м есто- «Лингвистический конструктор»

Слайд 10

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» Результаты нашей работы, успехи и достижения (по итогам прошедшей недели) мы размещаем на «дереве решений», которое «растет» у нас в кабинете, сделанное руками самих нахимовцев

Слайд 11

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» « Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?» Квинтилиан