История - часть общего образования.

Манакова Наталья Федоровна

Программа устойчивого развития человечества не может быть создана без истории. История – часть общего образования, и оно содействует тому, чтобы личность приобрела важнейшие навыки и знания, необходимые ей для цивилизационного подхода на историю человеческого общества. Раздел включает материалы, отражающие значимость истории в школьном образовании, цели и задачи педагогической деятельности, работу учителя по повышению качества знаний учащихся. В данном разделе приведено обоснование выбора образовательной программы, педагогических технологий и  методов.

Цели и задачи педагогической деятельности

В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых в формировании рыночных отношений в экономике и либерализации социальной сферы. Соответственно принципиально меняются цели образования и как следствие смещен акцент со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Исходя из этого целями своей педагогической деятельности считаю:

·        формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям компетентностного общества;

·        создание мотивации к учению, к умению общаться, социальной мобильности;

·        обучение школьников самостоятельному конструированию своего знания;

·        общекультурное и личностное развитие учащихся;

·        создание условий для овладения учащимися базовым понятийным аппаратом.

Таким образом, моя педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие целостного восприятия мира обучающимися, формирование опыта творческой деятельности и творческого мышления, воспитание гармоничной личности, адаптированной к современным социальным условиям. Исходя из поставленных целей, мною определены следующие задачи:

·        сформировать посредством изучения истории и обществознания, качеств личности, необходимых для социализации;

·        развить у учащихся творческие способности на уровне необходимом для продолжения обучения и для самостоятельной деятельности;

·        сформировать целостное представление об истории человечества;

Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

Использую в своей профессиональной деятельности законодательные и нормативно-правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. Знаю Закон об образовании РФ, Конвенцию о правах ребенка, примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по истории и обществознанию, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В своей работе использую государственные программы и научно-методические комплекты по зарубежной истории:5 класс А.  А. Вигасин, Г. И. Годер, 6 класс Е. В.  Агибалова, Г.М. Донской, 7-8 класс А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкин, 9 класс О.С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. По истории России для 6-9 классов авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. По обществознанию 6-9 классов авторы: Л. Г. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н. И. Городецкая.

Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов

Образовательный стандарт законодательно устанавливает требования к уровню подготовки выпускников каждой из трех ступеней обучения – начальной, основной, средней (полной) школы. Данные требования задают базовую часть для организации диагностики, контроля и оценки результатов обучения. Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Контроль в образовании означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентностей учеников.

Отслеживая качество усвоения программного материала, выявляя типичные и случайные ошибки, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, взаимоконтроль. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности. В обучении применяются различные виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. На протяжении многих лет  накапливаю, систематизирую и использую дидактический материал разноуровневого характера для дифференцированного обучения и контроля.

В условиях обучения, когда целью является комплексное развитие речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, т.е. эффективная оценка уровня владения речевым навыком. Контролирую как знания, получаемые в процессе образования, так и навыки употребления материала. Постоянно обращаю внимание учащихся на историческую и обществоведческую терминологию, развитие монологической речи.

Эффективное применение современных образовательных технологий и методик

Как привить интерес учащимся к своим предметам? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Ответы на эти актуальные вопросы волнуют, пожалуй, каждого учителя и каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий находит свои пути решения. Для каждого конкретного класса мною выбирается та или иная педагогическая технология, которая наилучшим способом способствует решению поставленных мною задач.

Проектная деятельность – педагогическая технология, которая ориентирована, на применение полученных знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

В рамках профильного обучения, работу школьников над проектами рассматриваю как основной вид познавательной деятельности. Проектный метод формирует эмоционально-ценностное отношение к изучаемой проблеме, стимулирует творческую деятельность учащихся.  В 2012 – 2013 учебном году работая по рецензированию проектов в социально-правовом классе, убедилась в универсальности метода что, позволяет применять его на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности. В 2013-2014 учебном году 6 лучших работ были представлены на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Учащимся седьмых классов предложены темы для работы над проектами, которые будут представлены на школьной конференции.

В работе использую различные типы проектов: исследовательский проект, информационный, смешанный тип проектов, в рамках одной области знания и метапредметный проект, индивидуальные, групповые, коллективные. Продолжительность работы тоже может быть различной: краткосрочный (в рамках одного-двух уроков), среднесрочный, долгосрочный проект. Подобная работа, безусловно, повышает учебную мотивацию каждого ребенка, и позволяет учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов. Это, несомненно, понадобится им при продолжении образования и в процессе профессиональной деятельности.

Проблемное обучение позволяет вызвать у учащихся дополнительный интерес к предмету, потребность в познании, в овладении способами человеческого познания и мышления. Активизация познавательной деятельности в обучении позволяет добиться активной работы мысли учащихся. Уровневая дифференциация помогает справиться ученикам с заданиями различной сложности, предоставляет им возможность самим определиться со степенью трудности. Групповые технологии приучают работать коллективно, на конечный результат. Для учащихся, пропустивших тему, по какой-либо причине, или не усвоивших тему делаю карточки. Элементы развивающего обучения способствуют самостоятельному поиску дополнительной информации, расширению кругозора. Учебный процесс ориентирую на личностное развитие учащихся. Не менее важным так же является и формирование коммуникативных умений.

Огромное значение имеют здоровьесберегающие технологии: улучшение организации общеобразовательного процесса, исходя из задач укрепления и охраны здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, смена видов деятельности на уроке, игровые моменты. Возникает необходимость оптимизировать процесс обучения, создание комфортности и снятия напряженности  во время уроков. В частности во всех классах провожу физкультминутки (поза учащихся во время урока, гимнастика для глаз). Нельзя допустить утомляемость учащихся, снижение мотивации и как следствие низкой продуктивности урока.

Педагогические технологии сами по себе – не гарантия успеха. Необходимо органичное сочетание современных технологий и личности педагога.

Использование всех перечисленных технологий позволяет мне повысить практическую направленность обучения, что подтверждается результатами моей деятельности. Главное - ориентация на формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка.

Применение информационных образовательных технологий

Современный этап развития образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих современное образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

В образовательном процессе использую информационно-коммуникационные технологии. Являюсь участником программы «Школа Цифрового Века». Мною разработаны на электронных и бумажных носителях:

•        программы факультативных курсов по истории и обществознания для 7 и 9классов,- утверждены на методическом совете школы;

•        презентации по различным темам 5-9класов;

Веду школьную документацию в электронном виде:

•        Школьная локальная сеть;

•        Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть http://dnevnik.ru;

•        Региональный проект «Электронная школа» http://s51.edu.o7.com.

Осуществляю квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплектами и разработанными мною самостоятельно. Это позволяет мне проектировать решение педагогических проблем и практических задач.

Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.

Сведения о повышении квалификации

Широко использую возможности дистанционного обучения для повышения своего уровня профессионализма и для повышения уровня образовательного процесса. Готовлюсь к введению дистанционной образовательной деятельности.

С целью решения педагогических задач систематически повышаю свою квалификацию:

Наименование курсовКол-во часовОбразовательное учреждениеДокумент
1.«Развитие качества преподавания»72
МОИПКРОиК
г.Мурманск, март-май 2014год.
Удостоверение  №
2.«Профильное обучение и современные образовательные технологии»72
Дистанционное обучение Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.М.В.Ломоносова
2013 год. 
Удостоверение  №

Постоянно анализирую свою деятельность и совершенствую педагогическое мастерство, слежу за специальной литературой, изучаю опыт коллег. Для решения поставленных задач работаю над методическими темами: «Использование метапредметных связей в преподавании истории», «Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории, как условие социализации личности». Взаимодействуя с учащимися во время учебного процесса, использую различные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся.