Патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время.

Иванова Оксана Анатольевна

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время.

О.А. Иванова

(ГБОУ СОШ пос. Чёрновский м.р. Волжский Самарской области)

        

Идеи патриотизма во все времена отводилось особое место во всех сферах жизнедеятельности общества. Не один десяток лет в нашей стране идеи патриотизма и интернационализма были тесно переплетены, а, в конечном счёте, воспитывался истинный патриот, любящий не только свою страну, но и страны социалистического содружества.

Настали иные времена, произошла переоценка ценностей. В прошлое ушли пионерские и комсомольские организации, которые занимались вопросами патриотического воспитания школьников.

 Президент РФ, В.В. Путин писал о том, что «слово патриотизм подчас используется в ироническом или даже ругательском смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения» (Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета.-1999. – 12 декабря).

Прошло десятилетие и сегодня следует констатировать, что необходимы новые подходы к разработке методологии, теории и практики патриотического воспитания, которые позволили бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества у него необходимо формировать.

Вопросу патриотического воспитания сегодня как никогда следует уделять особое внимание.

Важное место в этой работе занимает задача организации краеведческой деятельности школьников с целью приобщения их к культурному наследию страны и «малой» родины, воспитания чувства любви и гордости за Отечество.

 Именно в краеведческой деятельности школьников можно увидеть возможности, которые позволят воспитать патриота и гражданина на конкретных примерах. Нужно научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Одним из направлений патриотического воспитания в нашей школе является работа краеведческого объединения «Историческое краеведение».

Основные направления его деятельности:        

  • подготовка сообщений, докладов, связанных

                   с историей района, нашего посёлка;

  • помощь в работе школьной комнате Памяти;
  • музейно-краеведческая работа;
  • сбор информации об истории посёлка;
  • подготовка и проведение уроков мужества,

                   экскурсий, мероприятий;

  • участие в районных и областных конкурсах.

Источниками изучения истории родного края для учащихся становятся домашние архивы, воспоминания родных, дома, улицы, люди, природа родных мест, районная газета, краеведческая литература.

Членами объединения осуществляется планомерный сбор письменных и вещественных источников. Полученные материалы изучаются, обрабатываются, размещаются в школьной комнате Памяти. В этом году основной фонд пополнился 10-ю новыми экспонатами. Их подарила семья Булановых.

Постепенно были оформлены разделы и композиции в школьной комнате Памяти: «Благословенна будь, земля, рождающая хлеб и розы…», «Наша школьная планета», «Жизнь и быт населения», «Живи и помни», «О жизни воина-интернационалиста – В. Лёвине».        

    Самым ценным и привлекательным для школьников является самостоятельная работа. Учащиеся выбирают тему и под руководством педагога разрабатывают её. Тематика исследовательских работ обширна: культура, природа края и посёлка, история района, история школы, семьи и т.д.

Особое внимание заслуживает участие учащихся в конкурсах различного уровня.

Под руководством Ивановой О.А. работали Чумакова Алима и Чернышова Маргарита. На 8-х областных юношеских Головкинских чтениях они заняли 2-е место.

В районном конкурсе «Святые символы России» Неудахина Алёна и Родина Ольга с работой «Свято-Духов скит Иверского монастыря» заняли 1-е место. В  на 4-ые областные Молодёжные Дельфийские игры от нашей школы было отправлено 5 работ. Результаты конкурса – 2 и 3 места.

В 2009 году учащиеся нашей школы принимали участие в областной конференции «История моей страны – страницы многовековой истории России».

В 2010 году мы впервые участвовали в региональной конференции «Юный исследователь», и наши ученики опять заняли призовые места.

2011- 2014 гг. – участие в научно-практической конференции «Альбом истории раскрыт», районный конкурс «Виват Победа», открытая научно-практическая конференция «Юные дарования земли Самарской», конкурс «Судьба моей семьи в истории земли Волжской», конкурс «Герои Самарской области», 9 межрегиональный рождественский фестиваль «Возродим Русь Святую», 9 областной конкурс творческих работ учащихся «Война глазами детей», международный фестиваль исследовательских работ «Южный полюс».

В течение учебного года в нашей школьной комнате Памяти организуются выставки и экскурсии, подготовленные силами самих учащихся.

Для учеников начальных классов проводятся мероприятия: «Рассказы о песнях военных лет. История их создания», «Хлеб всему голова», «Смотр строя и военной песни».

Я считаю, что чем раньше краеведение входит в жизнь детей, тем больше место оно занимает в дальнейшем, стимулирует потребности и запросы, формирует вкусы, т.к. главная задача краеведения – воспитание патриота, развитие у учащихся интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России.

Список литературы.

  1. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета.-1999. – 12 декабря.