Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Гизатуллина Гульнара Газимовна

Систеино-деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemno.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

АКТУАЛЬНОСТЬ использования СДП на уроках истории обосновывается тем, что на сегодняшний день общество нуждается в компетентной, всесторонне развитой личности. Это является и  методологической основой ФГОС Основного общего образования:  

(СЛАЙД 4)

 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Главная задача современной школы—подготовить школьника к жизни в постоянно развивающемся информационном обществе.  Если раньше мы говорили: «Образование для жизни», то сегодня: «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребёнку большой багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением ,как умение и желание учиться всю жизнь. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе—научить его ловить рыбу.  Тогда он уже никогда не останется голодным.

(СЛАЙД 5)

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности имеет фундаментальную философскую и психологическую основу. Это нашло отражение в трудах выдающихся отечественных и зарубежных ученых-философов, педагогов, социологов, психологов.

(СЛАЙД 6) Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь—это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека. Только через собственную деятельность каждый познаёт мир .Как гласит известная китайская пословица: «Скажи мне—и я забуду; покажи мне—и я запомню; дай мне сделать—и я пойму».

(СЛАЙД 7) ЦЕЛЬ!!!!

Мы, учителя  истории стоим в ряду первых, отвечающих за становление современного человека, способного принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Поэтому своей главной ЦЕЛЬЮ  мы видим  развитие личности ученика, а это означает  развитие его способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

(СЛАЙД 8) ЗАДАЧИ!!!

В соответствии с этим , нашу задачу как учителей истории мы  видим   в создании собственной методической системы, основанной на СДП. Это заключается в следующем:

  1. Создание методических рекомендаций к проведению уроков в рамках СДП.
  2. Разработка приёмов  организации таких этапов урока, как: (СЛАЙД 9)
  1. Этап мотивирования к учебной деятельности.
  2. Этап постановки проблемы, цели урока и составление плана.
  3. Этап открытия нового знания.
  4. Этап первичной проверки и закрепления знаний.

Итак, более подробно остановимся на первом этапе. Это означает, что реализация СДП на уроке начинается с мотивации учащихся к учебной деятельности. Для того, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок должен быть открытием нового знания.  Для этого мы, учителя истории МБОУ СОШ №101 предлагаем применение следующих технологий:

СЛАЙД 10

Самое главное и  самое трудное --это создать проблемную ситуацию на уроке. Для  этого мы предлагаем следующие приемы создания проблемной ситуации:

СЛАЙД 11

1.​ Предоставить учащимся два противоречивых факта:

Например, различные точки зрения при оценки исторической личности:     СЛАЙД 12

​ О Николае I: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)

СЛАЙД 13

​ О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов

Различные точки зрения при оценке исторических событий

СЛАЙД 14

​ «В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»

​ «Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»

​ «Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»

  1. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:

СЛАЙД 15

Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:

-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)

- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)

- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.

- Какой возникает вопрос?

-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

3.​ Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)

СЛАЙД 16

К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.

Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)

Государство

1870 год

1900 год

1913 год

США

23,3

30,1

35,8

Германия

13,2

16,6

5,7

Великобритания

31,8

19,9

14

Франция

10,3

7,1

6,4

Италия

2,4

2,7

3,1

Россия

3,7

5

5

Япония

-

0,6

1

В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.

Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?

  1. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.

СЛАЙД 17

После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап- выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?».

СЛАЙД 18-19.

Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно планировать свою деятельность на уроке и ставить задачи к уроку в качестве алгоритма мы разрабатываем различные памятки (планы ответа) для характеристики различных исторических событий и явлений (войн, реформ, исторических личностей, революций и т д).

СЛАЙД 20

Анализируя нашу деятельность по использованию данных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет:

​ активизировать познавательную деятельность учащихся;

​ обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

​ повысить объём выполняемой работы на уроке;

​ рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

​ повысить качество обученности учащихся; СЛАЙД 21 ( ЕГЭ)

​ формировать навыки исследовательской деятельности; СЛАЙДЫ 22, 23, 24,25,26,27.

Таким образом, применение системно-деятельностного подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.

Завершая своё выступление, мне хочется сказать (перефразируя  слова известного древнегреческого философа Сократа): «В каждом ребёнке Солнце—только дайте ему светить!»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

          для участников события,

          для последующего исторического развития.