70-летие Нюрнбергского процесса

Елисеева  Анастасия Васильевна
      

В октябре 1942 года Советское правительство опубликовало заявление «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». В нём содержалось требование создания Международного военного трибунала.

Ещё через год СССР, Великобритания и США подписали «Декларацию об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Вопросы, связанные с созданием международного суда, не раз обсуждались в ходе Московской, Крымской и Лондонской конференций. На них были выработаны общие принципы и регламент работы трибунала.

Международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии проходил в Нюрнберге почти год - с ноября 1945 по октябрь 1946 года и вошёл в историю под названием Нюрнбергский процесс. Судьи и обвинители были представлены 4 государствами: СССР, Великобританией, США и Францией.

Список главных военных нацистских преступников содержал 24 фамилии из числа идеологов, политиков и военных. Они обвинялись в развязывании и ведении агрессивной войны, преступлениях против мира и человечности. Половина обвиняемых была казнена, остальные получили различные сроки тюремного заключения. В 2015 году исполнилось 70 лет со дня начала Нюрнбергского процесса. Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет. Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба. Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие. Горький опыт Второй мировой войны заставил всех по-новому взглянуть на многие проблемы, стоящие перед человечеством, и понять, что каждый человек на Земле несет ответственность за настоящее и будущее. Тот факт, что Нюрнбергский процесс состоялся, говорит о том, что руководители государств не смеют игнорировать твердо выраженную волю народов и опускаться до двойных стандартов.

Главный обвинитель на Нюрнбергском процессе от СССР Роман Руденко выступает во Дворце Юстиции. 20 ноября 1945 г., Германия. Документальный фильм «Нюрнбергский процесс.

Репортаж из прошлого» Автор сценария: А.Г. Звягинцев. (http://genproc.gov.ru/history/nuremberg/)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет МБОУ «Городецкая СОШ»

о проведении  уроков памяти, посвященных 70-летию Нюрнбергского процесса

         26, 30 января  в МБОУ «Городецкая СОШ» в кабинете истории в 6, 7-8, 10-11 классах  прошли уроки памяти, посвященные 70-летию Нюрнбергского процесса.

         Для учащихся 6, 7-8 классов в рамках урока  была показана презентация «70-летие начала  Нюрнбергского процесса».  Главные цели уроков:  расширить кругозор школьников  о Нюрнбергском процессе и  показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.

        В 10-11 классах прошел урок в форме ролевой дидактической игры «Урок-суд».   В ходе урока учащиеся попытались представить, как проходил Нюрнбергский процесс и  дать ответ на вопрос: «Необходим ли был Нюрнбергский процесс?». Главные цели урока: раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступление против человечества; расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника; способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимание неизбежности расплаты за преступления  против  человечества.

       В конце урока учащиеся  выразили своё отношение к фашизму, необходимости его осуждения Международным трибуналом, определили историческое значение Нюрнбергского процесса.

      При проведении уроков использовались презентации «70-летие Нюрнбергского процесса», «Голос правды», видеоклип «А может, не было войны», фотоматериалы.

     

Приложение 1