«Не подниму руку на брата!» Житие страстотерпцев Бориса и Глеба в современной школе. Князья Борис и Глеб первыми на Руси названы святыми. Чем поразили они свою страну на тысячу лет вперёд?

Истомина Елена Евгеньевна

 «Не подниму руку на брата!» Житие страстотерпцев Бориса и Глеба в современной школе.

Истомина Елена Евгеньевна, учитель МХК МБОУ «КСОШ №7»

 И вспомнилось мне  не случайно
о первых российских святых…

Не бросились в буйную сечу,
Не вырвали жизни в борьбе,
А просто шагнули навстречу
Своей беспощадной судьбе.

                                          Д. Мизгулин.

«Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе.

 Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины,

точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной».

Н. В. Гоголь.

     Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. Может быть, в этот момент ученик положил буйную головушку на руки, может быть, механически водит карандашом по листочку - но он весь внимание, он напряжённо вдумывается в текст. В этом неослабеваемом интересе проявляется генетическая память. Век, два, пять веков назад такой же русский мальчик слушал или читал жизнеописания святых (общеизвестно, что житийная литература изучалась в церковно-приходских школах и являлась любимым семейным чтением). На главные вопросы русской души отвечали жития: жизнь по Заповедям возможна, жизнь с Богом в сердце –реальность, такая же, как хлеб, вода, синее небо над головой…

   Трагические события, изложенные в одном из лучших преданий Древней Руси, «Чтения о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» (XI в), неизменно вызывают бурное обсуждение среди подростков благодаря удивительной современности. Два юных князя, жившие в XI веке, младшие сыновья крестителя Руси Владимира Красно Солнышко, погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после. Но почему же именно их имена сохранила история? Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд Борис и Глеб? Отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей?

      «Идёт истории урок в притихшем классе спозаранок…» Есть действенная форма работы со школьниками: демонстрация слайд-фильмов, мощного видеоряда. Ученики вглядываются в клейма иконы «Борис и Глеб с житием», хранящейся в Третьяковской галерее, вдумываются в цитаты из «Чтения…», в соответствии с которым и была написана  эта икона. Приведём фрагменты занятия, посвящённого идейному содержанию повествования о Борисе и Глебе со стенограммой ответов учеников (урок снимался на видео). Материал излагается проблемно, с точно расставленными духовно-нравственными акцентами.

О сюжете

   На первом клейме иконы изображен момент расставания, когда князь Владимир посылает своего смелого сына Бориса на войну  с печенегами.  Больше они не встретятся - вскоре креститель Руси Владимир Красно Солнышко отойдёт к Богу. 

   Мы видим, как коварный Святополк после смерти отца, князя Владимира, захватывает  власть в Киеве. Он  решает  убить всех своих братьев, чтобы править единолично!

   Князь Борис  предупреждён о готовящейся расправе. Он может защитить себя, его воины отважны и готовы свергнуть Святополка. Но князь решает отпустить войско и не противиться смерти.

    Ученики инсценируют «Чтение о житии и погублении…»  (фрагмент, когда князь Борис отказывается идти против брата Святополка).

    …Князь Борис обращается к своему войску:  «Воины,  слушайте меня! Я отпускаю вас». «Кто говорит: «Я люблю Бога,  а брата своего ненавидит, тот лжец»». «Не подниму руку на брата!» «Если Господь судил мне умереть, то пусть прольётся только моя кровь и ничья другая». Молитвенно сложены руки князя, глубоко ранит его любящую душу намерение коварного брата… «Если бы враг поносил меня – это я стерпел бы;  если бы ненавистник мой клеветал на меня – укрылся бы я от него. Но Ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим».

   На клейме иконы изображён момент убийства. По преданию, произошло это 24 июля 1015 года, после утрени. Не от рук гонителей христианства погибает Борис! Разве печенеги стоят над ним с копьями? Свои, родные, в знакомых шлемах и плащах… Братьями называет их князь и не противится смерти!»  

 «Не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою».

Обсуждение текста летописи.

    Просим перевести текст последней просьбы князя Бориса: "Братия моя милая и любимая, мало ми время отдайте, да помолюся Богу моему".

    Ученики выполняют задание: «Братья мои милые, дайте мне время для молитвы».

   Читаем далее о том, как пронзили копьями князя… Но он был очень сильным человеком и, раненый, шатаясь,  вышел из шатра, потом с горьким напутствием обратился к убийцам: "Братие, приступивше, скончайте службу вашу, и буди мир брату моему и вам, братие". Снова переводим, тщательно подбирая слова: «Братья, если вы так решили, выполняйте приказ, который вы получили.  Живите в мире».

   На вопрос  о том, почему князь Борис называет своих убийц братьями, ученики отвечают: «Он видел, что перед ним не внешние враги, не печенеги, не кочевники, а свои, русские».

    Да, это были русские - на иконе они изображены в русских боевых одеждах. О таких людях говорят:  «Не ведают, что творят». Свои, но ставшие врагами, подчинившиеся чужой злой воле Святополка.  А князь Борис стоял перед ними безоружный, истекающий кровью, и всё равно называл их братьями… Почему же молодой, смелый и сильный князь с подготовленным войском не взял в руки меч и не наказал преступного брата Святополка? Не стал  защищать себя самого?  Зачем он пошёл на смерть?

Ответы учеников: «Князь Борис любил коварного брата Святополка. Любил покой и святость отчих мест, не хотел его разрушать. Для него это было ценно». «Князь Борис уважал память отца, князя Владимира, крестившего Русь. Князь Владимир утвердил добрую веру и не одобрил бы распри». 

Таковы наши предположения… Как же князь Борис объясняет свои действия? Прочитайте в летописи: «…И буди мир брату моему и вам, братие…», то есть  «пусть будет мир с вами».   Разбить Святополка было легко, войско князя было к этому готово. А вот себя положить под нож было намного сложнее!

Ставим самый сложный для подростков вопрос: «Как отнеслось к решению князя Бориса войско? Смогли воины понять своего князя?»

Ученики отвечают, вспоминая аргументы дружинников: «Наверное, князя Бориса поняли не сразу. Дружинники пытались убедить его сразиться со Святополком, они были возмущены  коварным захватом власти. Воины  видели князя Бориса на боевом коне, в сражениях, от одного имени их смелого предводителя враги разбегались. И вдруг такое неожиданное решение - распустить войско!

   Помогаем, обращая к словам летописи: «Понять князя Бориса было сложно. На Руси того времени агрессия при захвате власти была в чести: кто сильнее физически, лучше вооружён, воинственнее настроен, тот и прав.

   Князь Борис повёл себя иначе. Вспомните слова князя, сказанные в момент, когда он распускал войско: «Кто говорит: "Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец»»(Ин. 1, 4, 20).

   Князь Борис и поступил в точном соответствии с Евангелием, по закону Любви. Вспомним слова Христа, произнесённые на Тайной Вечере: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Сколько силы было в душе юного князя! И войско подчинилось ему, согласилось с ним потому, что князь Борис подчинился Богу.

Но узнаем историю Бориса и Глеба до конца…

   Подобно Борису, погибает  и  Глеб. Узнав о готовящемся злодействе,  мальчик снимает с пояса меч, отпускает дружину и плывёт по реке Смядыни в Киев навстречу смерти.

   О чём он размышлял перед смертью? Летопись сохранила молитву отрока Глеба: «Господи! Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину».

   Перед смертью князь Глеб вспоминал слова Христа, сказанные апостолам:

"За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки… и брат брата предаст на смерть». Глеб  принимает свою судьбу…   Убийцы пробрались в его лодку. Перед смертью Глеб обратился к врагам с просьбой оставить ему жизнь, не губить его юности, а затем, поняв, что его не пощадят,  произнёс молитву.

  Ученики читают слова отрока Глеба: " Господи мой! Вемь Тя рекша к Своим апостолам, яко за имя Мое, Мене ради возложат на вас рукы и предани будете родомь и другы, и брат брата предасть на смерть", переводят: «Боже мой! Знаю я, Ты сказал Своим апостолам, что они пострадают за имя Твое, будут преданы людьми, и брат брата предаст на смерть». 

    Значит, Глеб понимал, что он страдает по воле Бога и во имя Бога, что ему выпала судьба жертвы во имя Христа? Совсем юный мальчик осознал, что это не политические страсти, не борьба за земную власть, не усобица, а час воли Божьей!

Вдумаемся ещё раз… Внешний результат печальный: Борис и Глеб убиты, Святополк торжествует и продолжает править в Киеве, мечтая избавиться и от остальных братьев. Где же правда? Где справедливость? Как понять суть такой жертвы?

Есть судья – время, сквозь которое видели Борис и Глеб. Жизнь всё расставила по своим местам.

   Вскоре многое изменилось.  Через 4 года князь Ярослав Мудрый разбил дружину Святополка (1019). На последнем клейме иконы Святополк Окаянный, изображённый в странном костюме восточного типа, «пропаде в пропасть».

 «С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Русь сплотилась. Значит, нужна была смерть Бориса и Глеба, чтобы отрезвить всех!

  Борис и Глеб дали  России пример праведного поступка, они восприняли любовь как жертву. Русичи по достоинству оценили  поступок князей. Это пламенное утверждение новых добрых законов вызвало восхищение, поклонение. Русь впервые увидела такое беззаветное, трепетное, чистое понимание Закона Любви.   Борис и Глеб сразились со злом не на жизнь, а насмерть. И победили, хоть и погибли! Они отказались грешить, и в этом сила князей.

   Учитель обращается к школьникам: «Возьмём же в этом пример с первых русских страстотерпцев, скажем себе: «Пусть весь мир потеряет разум, а я буду поступать по-своему, как велит мне совесть!» Это смелая позиция. Она ведёт к успеху, к нравственным победам. Поверьте,  жизнь покажет, что ты, несогрешивший, будешь прав, пусть тебя поймут не сразу.

    Глеб был брошен злодеями на берегу реки без погребения. Вглядитесь в клеймо иконы… Неизвестный иконописец жалеет нашего первого русского святого - мальчика, который не умел ненавидеть.  Полюбим и мы всем сердцем чистого отрока…»

О чём рассказала икона.  Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

     Давняя история короткой жизни юных князей не забылась. Почему Русь X века назвала Бориса и Глеба святыми?

 Ответ  мы находим в правилах веры, по которой жили Борис и Глеб:

«Блаженны миротворцы…»

«Блаженны плачущие,  ибо они утешатся».

«Блаженны чистые сердцем…»

Видимо не сопротивляясь злу, по сути, Борис и Глеб дали ему жёсткий отпор. Своим  подвигом князья утверждали: греха, а не смерти нужно страшиться более всего!

Чем поразили Русь юные князья, погибшие, казалось бы, бесславно, в  политической усобице?

  Среди великого разбоя, под страхом смерти первые русские святые Борис и Глеб героически  утверждали новые добрые законы Православия:  любовь превыше всего!

  Любовь к кому? К заблудшему брату Святополку, к милым русичам, к своей тихой Родине!

   Смиренные князья выразили в своём поступке любовь к Богу и безграничное доверие к Его воле. Разве нам непонятны их чувства?

   Разве мы не видим, что не меч, а добрый крест был оружием Бориса и Глеба?

 "Может  быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любил Его образ по - своему, то есть до страдания". Ф. М. Достоевский. 

«Видно, Премудрость явилась к нам неспроста:

Приняла Русь Божью милость – Спаса Христа!» (иеромонах Роман (Матюшин).

Князья ушли в мир иной в своём законном статусе – наследниками крестителя Руси князя Владимира. Они не теряли власть и не отнимали её. Поэтому власть им и принадлежит – по праву сильных. Тех, кто не ищет во власти корысти.

Ночью черниговской с гор араратских,

Шёрсткой ушей доставая до неба,

 Чад упасая от милостынь братских,

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

 

Плачет Господь с высоты осиянной,

 Церкви горят золочёной извёсткой,

 Меч навострил Святополк Окаянный,

Дышат убивцы за каждой берёзкой.

 

 Киев поникнет, расплещется Волга,

Глянет Царьград обречённо и слепо,

Как от кровавых очей Святополка

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

 

Ныне и присно по кручам Синая,

 По полю русскому в русское небо,

Ни колоска под собой не сминая,

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

                                                                                                                ( Б. Чичибабин)

     «Русское небо» - так обозначен в стихотворении путь Бориса и Глеба. Что имел в виду поэт? Вечность зажгла свечу юных князей!  Их жертву приняли на Руси как самую заветную святыню.

    Подвиг любви Бориса и Глеба к ближним,  братьям, родной земле многократно повторён на Руси. Это национальный подвиг нашего народа…

   В 1918 году в период новой битвы – революционного переворота - без вины, сознательно,  приняла смерть  Царская Семья… Вспомним Ипатьевский дом, последнюю молитву Царских Детей. Кровь праведников вопиет

                                            «…от земли на небо,

Пробудит в нас совесть и дорогой узкой

Приведёт нас всех она от Бориса с Глебом

К Семерым умученным на Голгофе русской».

«Не подниму руку на брата!» - таков завет русских святых, призыв из глубины веков к нам сегодняшним…

    Обратимся к событиям новейшей истории.  Август 1991 года. Попытка государственного переворота, так называемый путч, когда группа безумцев попыталась захватить власть в России… Были подняты войска, задействована боевая техника, захвачено Останкино.   Противостояние нарастало с каждым часом, пролилась первая кровь… Казалось, беду уже не предотвратить…

В это опасное время Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к гражданам России с пламенным призывом:

 «Братья и сестры!

   Взорван хрупкий гражданский мир в нашем обществе. По поступающим сообщениям, начинаются открытые вооруженные столкновения и кровопролитие.

   В этих условиях мой долг Патриарха предупредить всех, кому слово Церкви дорого и небезразлично: всякий, кто поднимет оружие на своего ближнего, против безоружных людей, приемлет на душу тягчайший грех, отлучающий его от Церкви, от Бога. О таковых подобало бы проливать больше слез и молитв, чем об их жертвах.

  Да избавит нас Господь от страшного греха братоубийства!

   Потому и предупреждаю я всех соотечественников: Церковь не благословляет, не может благословить беззаконные, насильственные, кровопролитные действия. Я прошу всех вас, дорогие, сделать все, чтобы не вспыхнул пламень междоусобной войны.

Остановитесь!

Я прошу солдат и их командиров вспомнить, что цену за человеческую жизнь не может назначить и уплатить никто». (21 августа 1991 года)

Обсуждение обращения Патриарха:

- Как обращается патриарх Алексий II к гражданам России? О чём это говорит?

- «Братья и сестры». Патриарх Алексий II напомнил всем, что мы - граждане одной страны, родные друг другу люди.

-Как Патриарх называет вооружённое столкновение внутри страны?

- Беззаконные действия, тягчайший грех.

Патриарх выражает позицию Церкви по отношению к происходящему: «Нет благословения на кровопролитие»!

   Просматриваем фрагмент документального фильма «Пятнадцатый патриарх. Время перемен и испытаний» о самоотверженных действиях патриарха Алексия II  и размышляем над вопросом, каким образом удалось выйти из тяжёлой ситуации.

Обсуждение фрагмента фильма:

-  Что помогло преодолеть конфликт? Перед какой иконой молились русские люди?

- Народ горячо молился перед иконой Владимирской Богоматери, и молитва была услышана. Помогли личные усилия Патриарха, его мудрость. Вскоре установился порядок, междоусобица прекратилась.

- Древняя икона Владимирской Богоматери – заступница русской земли. Икона хранится сейчас в Третьяковской галерее, особых условиях, в стеклянном саркофаге. Патриарх добился разрешения на вынос из музея тщательно охраняемой иконы. Этот факт свидетельствует о том, насколько серьёзной была ситуация; многие люди осознавали необходимость молитвы.

  - Патриарх Алексий II проявил высочайшую силу духа, убеждённость, настоящее мужество, подобное тому, каким обладали Борис и Глеб.  После преодоления противостояния в связи с пережитым у патриарха случился инфаркт.

 

Почему  имена Бориса и Глеба сохранила история?  В чём удивительная современность «Сказания о Борисе и Глебе»?

 

    По сей день в нашем неспокойном мире звучит, вслед за юными князьями и множеством святых,  в земле Российской просиявших, негромкий, но внятный голос совести родной земли – голос  Русской Православной Церкви:

«Кровь, пролитая в XX-м веке, не даёт нам права на разделение и вражду. Все недоумения и разногласия должны быть преодолены миром».

 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    О чём рассказала нам древнерусская икона? Неубитая мечта русского народа о жизни с Богом воплотилась в ней! До сих пор по дорогам русской истории скачут лошадки Бориса и Глеба, напоминая о духовных уроках Святой Руси. Любые попытки столкнуть людей между собой должны пресекаться, нужно помнить о русской мирной традиции. В стране есть действующая власть, уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин, избранный народом и успешно выражающий интересы народа.

   Не исчезли храмы и монастыри… По-прежнему повсеместно в России многие люди стараются выстроить свою жизнь по законам Святой Руси.

   Представим себе огромные пространства нашей страны. Начинается день на востоке. В храмах совершаются утренние молитвы. Наступает утро на Урале, на Волге, горят лампады, зажигаются свечи, совершаются службы на Севере. В России XXI века со времён князя Владимира, Бориса и Глеба непрестанно звучат слова молитв. Это факт нашей современной жизни. Святая Русь жива. Россия и по сей день - неподвижная праведница среди беснующегося мира, стоящая, «яко камень живой».

   Небесные вехи в нашем сложном мире – древние русские иконы…

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Разрешите также привести выдержки из домашних сочинений учащихся 9-11 классов, написанных по результатам изучения «Сказания о Борисе и Глебе». Тема работ: «Уроки Древней Руси».

   «Нельзя любить и ненавидеть одновременно, потому что Бог велел любить всех. Если ты ненавидишь кого-нибудь, ты уже считаешься лжецом и заблуждаешься в своих мыслях. А Борис и Глеб в себе не заблуждались, никого не ненавидели даже в тот момент, когда их убивали» (Виктория, 9 класс). «Русский человек очень хорошо понимает, что он будет держать ответ за совершённые им дела, и поступает, исходя из этого» (Константин, 9 класс).  «Если бы люди следовали мирной традиции Бориса и Глеба, в России не случилось бы революции 1917 года» (Константин, 9 класс). «Борис и Глеб поступили по правилам Евангелия, отдав свои жизни. Они не пожелали пойти против своего брата даже под страхом смерти» (Максим, 10 класс).  «Борис и Глеб отдали свои жизни ради мира в стране» (Евгений, 10 класс).

Список литературы:

1.       Балакшин Р. Святые Борис и Глеб. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005.

2.        Гнедич П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1996.

3.       Иеромонах Роман. Перед всеми душа виновата. - Минск, РУП «Минская фабрика цветной печати», 2006.

4.        Карушева-Елепова. М. Гоголь о великой и малой России: душа «хохлацкая» или «русская?»

http://ruskline.ru/author/k/karushevaelepova_marina/  

5.        Костанян Н. Русская народная словесность  X-XVII веков. – М.: СвР-Аргус, 2008.

6.        Мизгулин  Д. Утренний ангел. Стихотворения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

7.       Чичибабин Б. Стихотворения. http://www.poezia.ru/salon.php?sid=35517 .

 

8.       http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871

 

9.       http://www.anosinomonastir.ru/articles/prepodobnyy-nestor-letopisets-chtenie-o-zhitii-ubienii-i-chudesakh-blazhennykh-strastoterptsev-boris.htm