Проблема коллаборационизма: педагогический аспект

Найманова Светлана Анатольевна

«Проблема коллаборационизма: педагогический аспект»

Проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны – одна из самых актуальных научных проблем в отечественной и зарубежной историографии. Мы не можем однозначно определить факт содействия советского населения оккупантам как предательство и измена Родине. Следует изучить проблему изнутри, уделяя внимание причине вступления в дружественный контакт с агрессором.

В советской историографии людей, сотрудничавших с фашистской Германией, окрестили как предателей, а сегодня они герои-освободители. На бывших территориях Советского Союза (Латвия, Эстония, Украина) ежегодно проходят шествия легионеров СС. Тех, кто чинил зверства на оккупированной территории, чествуют как героев-освободителей, ставят памятники, называют их именами улицы. 

Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить осмысление данного исторического явления через призму мировосприятия человеком войны. Что определило выбор человека, находящегося под гнетом оккупации? Какие качества не позволили ему перейти границу человечности? И наоборот, что правило теми, чьи руки в крови сотни тысяч людей? Учитель должен предоставить учащимся многостороннее решение проблемы коллаборационизма, при этом сформировав толерантное восприятие мира и чувство патриотизма.

Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн советских людей. Противники советской власти приход немцев воспринимали как возможность отомстить большевикам за бывшие обиды. С оружием в руках на стороне агрессора выступали военнопленные, для которых служба в немецкой полиции была способом выбраться из концлагеря и выжить. Что ждало их на Родине? Не признание, а лагеря и клеймо «предатель Родины».

Для кого-то пособничество было единственным способом прокормить себя и семью, вынужденно так же вступали в связи с угрозой родным и близким. Некоторые полицаи не скрывают и таких мотивов, как: возможность получить власть и возможность обогащения за счет соотечественников. Не стоит забывать и ту малочисленную группу людей, которые внедрялись по заданию подпольных организаций для снабжения информацией о планах врага.

Зачастую к вынужденной форме коллаборационизма относят хозяйственное сотрудничество (работа в сельском хозяйстве и промышленности), что большинство советских людей за содействие не считало.

Особенно коллаборационизм развернулся в Прибалтике и на Западной Украине. Это объясняется в первую очередь тем, что эти территории были присоединены к Советскому Союзу только в 1940 г., и местное население из-за насильственной политики Сталина воспринимало советские порядки как оккупационные.

Следует отметить, что коллаборационизм не принял массового характера, но имел место быть. Таким образом, педагог с этим посылом должен подвести учащихся к размышлению об ответственности каждого человека за судьбу своей страны и каждого человека в отдельности.