«Развивающее обучение на уроках истории и обществознания»

Ермилова Ксения Александровна

          Незнание важнейших исторических событий заставляет преподавателей гуманитарных дисциплин задуматься над вопросом: «Как и зачем я преподаю историю?» И действительно: зачем детям история и историки, если на пространственно-временные вопросы ответы даст Google, а вопрос «Почему» сейчас сметен вопросом «Зачем»?

          На уроках часто приходится наблюдать, что дети от класса к классу становятся всё менее активными в учении, проявляют к знаниям всё меньший интерес, не могут использовать ранее изученный на уроках материал, знания по другим предметам. Почему? Я сделала предположение, что творческие, мыслительные способности учащихся развиваются слабо и учебная активность падает потому, что в процессе обучения теряется интерес к учебному материалу. Для концентрации внимания и для творческого развития учащихся я использую различные педагогические технологии, и, прежде всего, технологию развивающего обучения.

         Она строится на практической направленности, творческом характере обучения, игре, диалоге, групповой форме организации работы, рефлексии. Моя задача вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития. Среди активных технологий обучения я выделяю и использую следующие:

1) Технологию развития критического мышления

2) Исторические суды, дискуссии, баттлы

3) Моральные дилеммы

4) Игровые технологии

5) Технологию проектной и исследовательской деятельности

6) Технологию исторической реконструкции – компьютерное моделирование 3D реконструкции

7) Здоровьесберегающие технологии

        Рассмотрим их подробнее. Основа технологии развития критического мышления заключается в трехфазовой структуре урока: вызов, осмысление, рефлексия. Первый этап работы - стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Вторая стадия - осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них является составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Другим графическим способом представления изученной информации является прием «Фишбоун». Данный пример позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод. Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ЗХУ (знаем, хотим узнать, узнали).

           Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: «V» - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и осмысленного.Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. На стадии рефлексии активно использую прием синквейна. В моделировании ситуации общения мне помогает использование нетрадиционных источников, которые порождают моральные дилеммы. Так, возникает на уроке дилемма вокруг личности Ивана Грозного – правителя-сироты, при просмотре фрагмента фильма С.Эйзенштейна, анализ мема «За Русь – монголам покорюсь», посвященного политическому и нравственному выбору Александра Невского. Наконец, стихотворение М. Волошина «Гражданская война», совмещенная с фотографией жертв террора – ставит перед учениками проблему нравственного выбора в начале урока «Почему победили красные?». Как следствие возникают уроки- диспуты, уроки-суды, баттлы. Я активно использую все виды дискуссии, как метод обучения, который строится на непосредственном и активном общении участников для организации интенсивной мыслительной деятельности учащихся. Также на своих уроках и во внеурочной деятельности я применяю игровые технологии. Например игра «Город мастеров», помогает обобщить и конкретизировать знания учащихся о средневековом европейском городе. Несколько лет назад я попробовала применить игровую технологию «Пишем историю сами» на уроках краеведения для написания истории родного села. Также провожу такие нетрадиционные уроки как урок- ролевая игра, урок- пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион. В своей педагогической деятельности я привлекаю учащихся к выполнению проектов, уже начиная с V класса. В 5 классе мы работаем над проектами информационного типа (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Знаменитый греки», «История олимпийских игр»). В 6-7 классах переходим к более сложным формам проектов: творческим макетам средневекового замка, корабля викингов, средневековой деревни, а также различным электронным справочникам. В старших классах переходим к исследовательским проектам, которые находят свою реализацию на НПК.

              Не так давно я попробовала перспективный метод исторической реконструкции – компьютерное моделирование, основанное на методологии 3D реконструкции с помощью программы Google SketchUp .Она представляет собой деятельность, направленную на восстановление определенного исторического периода с помощью создания макетов, 3-D моделей, воссоздания быта, традиций, обычаев того времени. Суть его заключается в создании компьютерных 3D моделей архитектурных памятников. Плюсы данного метода заключаются, во-первых, в том, что дети получают навыки работы со специализированным программным обеспечением, включая трёхмерные редакторы. Во-вторых, качественно выполненная 3D модель здания пусть и не заменит оригинал, но все же позволит сохранить его, пусть и в виртуальном виде, для потомков. Примером реконструкции является изготовление 3D модели древнерусского жилища, внутреннего убранства древнерусского жилища, моделей зданий города Тамбова, храмов.  На своих уроках я не забываю и про здоровьесберегающие технологии и использую тематические физкультминутки.  Таким образом, результат развивающего обучения - это всесторонне развитая личность, которая - умеет самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике; - работать с различной информацией, - самостоятельно критически мыслить, - умеет быть коммуникабельной.