«Исследовательская деятельность по истории во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся».

Котасонова Муслимат Зейнудиновна

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность18.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность по истории во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся».

«Учительство-это искусство, труд не менее титанический,

Чем труд писателя или композитора, но более человеческий не

музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.                                                                                                                              Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

(Лихачёв Д)

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

  Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений   как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.

 Каким образом организуется проектная деятельность?

Примерный план моей работы:

Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для выполнения проектов.

Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе выполнения проекта.

На основе проблемы определить тип проекта, его тему.

1.Определить цель предстоящей работы.

2.Составить план работы над проектом.

3.Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:

4.выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;

5.сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.);

6.решение промежуточных задач;

7.анализ информации;

8.формулирование выводов;

9. оформление результатов.

10.Продумать форму представление работы:

11.критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.

12. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.

13.Представление проекта на научно-практической конференции.

   Процесс работы не менее важен, чем сам результат: для учителя – это владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.

  для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;

--умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;

-- тщательное выполнение работы;

--полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.

  Организация   исследовательской   работы позволяет решить ряд задач:

    - осуществить более прочное освоение учебного материала;

    - познакомить с методами исследования;

    - показать алгоритм эксперимента и методы анализа его   результатов;

    - включить ребенка в контекст научного исследования;

    - научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

    -  приобщить к разнообразным формам организации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских организационных способностей; раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод.

Результатами метода проектов по истории являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

  Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

  Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

   Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

    Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.

Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.

На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос: с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности?

 Оценивая уровень сформированности таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество;

интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, вычленение существенного признака, обобщение); оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников - считаем целесообразным использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 8 класса: «Традиции народного костюма»; «Женщины и война»; «Биография моего предка» и т.д.

Начиная с 7 класса в своей работе начинаем использовать следующие методы

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы, используемые на уроках и внеурочной деятельности:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

нетрадиционные формы уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видео урок, урок-суд, урок-экскурсия;

 формы работы:

групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр.

Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов мы считаем специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.

Творческие проекты особенно актуальны в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме.

    Наш опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.

 Но есть и определенные трудности трудно совместить данный метод с урочной системой; трудоемкий метод, учитель затрачивает много времени, что очень тяжело при большой нагрузке; мало интересных, нестандартных форм презентаций. Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является: повышение творческой активности учащихся на уроке; развитие их логического и критического мышления; расширение кругозора школьников.

 Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения, и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

    Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

  Школьники с помощью ИКТ могут делать свои маленькие научные открытия.

Наши ученики принимали активное участие в Областном семинаре посвящённой 200

-летию Отечественной войне, которая состоялось на базе Шуберской СОШ. В семинаре участвовали большое очень много школ со всей области. Ребята показывали свои способности. Выступление каждого из участников было пронизано духом патриотизма, они представляли свои работы с большим интересом. Мы посвятили свою работу Н.Н Раевскому. А также с интересом наблюдали за выступлениями ребят из других школ. Задавали им вопросы по проектам и обменивались мнениями. Я сделала для себя вывод, что принимая участие в таких мероприятиях, учащиеся начинают осознавать важность событий истории России, которые происходи в разные времена. Особенно должны помнить о войнах, о блестящих победах и о замечательных героях, которые сохранили для России свободу и целостность страны.

   С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так в неурочное время. Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать ИКТ в самоцель, неуёмное увлечение.

Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие, уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.  

Использование — ИКТ- это требование времени, но главное место в учебном процессе принадлежит учителю

Литература

www.openclass.ru/node/181305‎.                                        

www.ask.com/История. ‎                                                                                                      

www.uchmag.ru/‎

Проектно-исследовательская работа на уроках и во внеурочное время.

http://festival.1september.ru/articles/522196/