Метод проектов: практика работы

Коцкая Елена Ивановна
1. Введение. Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Чтобы реализовать эти способности учащихся надо использовать в обучении методы, которые позволят активизировать личностный потенциал учащихся. Одним из таких методов является метод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике и сейчас реализуется в отечественном школьном образовании. 2. Метод проектов: история и теория вопроса. Термин – проектирование имеет латинское происхождение и представляет собой специфическую форму творчества, универсальное средство для развития личности. Разработал этот метод и успешно применял в своей практике выдающийся американский педагог Уильям Килпатрик. Теоретическое обоснование и практические результаты работы он изложил в книге « Метод проектов». Почему этот метод в настоящее время считается актуальным? Актуальность метода объясняется общими ( или как их называют – концептуальными ) положениями современного образования: 1. Деятельностная форма обучения . 2. Совместное групповое обучение ( обучение в кооперации с другими), что обеспечивает «приращение» социальных умений и навыков. 3. Личностно – заинтересованное обучение: положительная мотивация и личная заинтересованность поддерживают самостоятельность, помогают преодолевать трудности и проблемы. 4. Проблемное обучение: самостоятельная постановка проблемы мотивирует учащихся к её решению. 5. Субъект – субъектное обучение - равноправное взаимодействие учителя и ученика в процессе достижения образовательных целей. 6. Здоровье сберегающее обучение - при выполнении работ учитываются возможности обучающегося в организации места. времени, режима и т.д. Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи. Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа : собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач. Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей. Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения. Третий этап – реализация проекта. Основные задачи : определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально ( индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок. Четвёртый этап – презентация проекта. Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации. Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы. Учитель оказывает помощь в выборе критериев оценки, продумывает, как будет проводиться рефлексия, проверяет достоверность результатов. Наиболее часто встречаются в школьной практике такие типы проектов как учебный исследовательский проект и социальный проект. Учебный проект - исследование, запланированное в рамках учебной программы. Цель учебного проекта – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Социальный проект – это индивидуальная или коллективная деятельность, целью которой является улучшение, позитивное преобразование социальной среды доступными для учащихся методами. Цель социального проекта – воспитание гражданской активности школьников на опыте решения актуальных социальных вопросов. 3. Метод проектов в моей педагогической практике. В прошлом учебном году моими учениками было выполнено несколько индивидуальных учебных исследовательских проектов. 1 ) Исследовательский проект на тему: « Чипсы – польза или вред?». Это индивидуальный учебный исследовательский проект, выполняла его ученица 8 класса Тронова Елена. Цель работы – выяснить, вредны ли картофельные чипсы для здоровья человека. В теоретической части работы ученица дала историческую справку о истории создания чипсов, объяснила технологию приготовления, провела анкетирование среди учащихся 7-9 классов о наиболее предпочитаемых торговых марках чипсов, охарактеризовала состав чипсов, в частности синтетические составляющие. В практической части работы ученица провела исследование чипсов разных марок на определение жира, хлорид – ионов, крахмала, калорийности. Сделала выводы о данном продукте и его небезопасном употреблении в пищу. С презентацией работы, устным сообщением в сопровождении показа слайдов, ученица выступила на школьном этапе конкурса « Старт в науку» и на районном этапе данного конкурса, где стала призёром. 2) Следующий проект, который был сделан в прошлом году – индивидуальный исследовательский проект, выполненный ученицей 10 класса Волковой Татьяной на тему « Вредное воздействие табачной продукции на живые организмы». Данная проблема является чрезвычайно актуальной для каждого школьника и общества в целом. В работе сведено в одно целое теоретическое и практическое исследование данной проблемы. Методом анкетирования выявлено отношение учащихся 6-11 классов к курению, уровень знаний о вреде курения. На основе эксперимента изучено влияние табачного дыма на насекомых, ((личинок мух), растительные организмы ( для эксперимента взяты плоды бобов), обмен веществ у человека (содержание амилазы в слюне курящих и некурящих людей). С результатами этой работы были ознакомлены учащиеся школы, она вызвала интерес и заставила некоторых задуматься. Также приняла участие в районном конкурсе « День науки». 3) Социальный проект на тему « Защита детей от жестокого обращения», выполненный учеником 8 класса Горностаеввым Алексеем. Цель работы: изучить как защищены дети в РФ от жестокого обращения законодательно, как решается эта проблема в нашей стране и Орехово – Зуевском районе в частности, внести личный вклад в решение этой проблемы. Данная работа была представлена на районном конкурсе « Права человека глазами ребёнка « и заняла 1 место. Работа была направлена на областной конкурс « Права человека глазами ребёнка» и ученик стал лауреатом областного этапа конкурса. Был награждён грамотой и подарком. В прошлом году я обучалась в ПАПО по курсу академического инвариантного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии». Разработала и защитила проект по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий». 4. Заключение. Современные условия требуют от выпускника школы, вступающего в жизнь, всё больше самостоятельности, мобильности, коммуникационных умений. Метод проектов становится в наше время особенно актуальным, потому что даёт возможность школьнику проявлять активную позицию в познании, а учителю – осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Список литературы: В.В. Гузеев « Метод проектов» как технология четвёртого поколения// Планирование результатов образования и образовательная технология». М., 2001.С.19-207. Полякова Т.Н. « Метод проектов в школе: теория и практика применения». М., « Русское слово», 2011. Полат Е.С. «Метод проектов: история и теория вопроса //Школьные технологии».2006.№6.С.43-47
 

Комментарии

Сараева Надежда Михайловна

Уважаемая Елена Ивановна. Найдя такую волнующую меня тему, я очень обрадовалась. Но, прочитав ваше сообщение, огорчилась тому, что конкретной информации для себя я взять из него не могу. В Вашей работе много теории, но практики маловато. Такого рода работы мы заслушиваем на педагогических чтениях каждый год, когда все учителя выступают со своей методической темой, и их выступления, в основном, содержат обзор и исследования методической литературы. В работе я бы хотела больше информации об организации конкретной работы с детьми. Может быть, это только часть Вашей работы. Тогда надеюсь, что Вы сообщите, где можно познакомиться с продолжением. Надеюсь, кто мой комментарий будет Вами понят правильно. Заранее извините, если он Вас чем-то огорчил. С уважением Сараева Надежда Михайловна.