Главные вкладки

    Применение технологии РКМЧП в преподавании химии

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

     

    В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Решению этой задачи  успешно способствует применение на уроках химии технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях.

    Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание, которое определяет дальнейшую познавательную деятельность.

    Например, применение технологии РКМЧП на уроке химии в 10 классе по теме «Гидролиз солей». Первая стадия - вопрос к классу: «Как вы думаете, какую рН - среды могут иметь растворы солей?». Учащиеся предлагают свой вариант ответа: «рН = 7, следовательно, реакция среды – нейтральная». Вторая стадия – «Давайте это проверим на опыте». Я демонстрирую опыт:
    в три пробирки наливаю дистилированную воду и растворяю в первой – сульфат цинка, во вторую - карбонат натрия,  в третью - хлорид натрия. Определяю среду раствора в каждой пробирке при помощи универсального индикатора. Третья стадия – учащиеся делают вывод и ставят перед собой новые цели: «Опыт показывает, что реакция среды раствора сульфата цинка - кислая, раствора карбоната натрия - щелочная, раствора хлорида натрия – нейтральная. Возникает вопрос, почему в растворе соли появляется избыток ионов H+ или OH-?"

    Использование приёмов РКМЧП на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

     

    Комментарии

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    В данной статье рассматривается применение современной образовательной технологии РКМЧП в процессе преподавания химии. Уважаемые коллеги, поделитесь, своим мнением по данной статье.