Размышления о моем пути в педагогику … или в педагогике…

Нефедова Светлана Николаевна

Я пришла в школу далеко не сразу после института, хотя предлагали не один раз… Наверно до этого надо «дорасти». Значит, мне нужно было понять, почувствовать, что же мне все-таки в этой жизни интересно, зачем я сюда пришла?

Я, как и многие мои подруги-учительницы, никогда не думала, что стану учителем, тем более учителем такого предмета, как химия. Все почему-то боятся этой науки. Считается, что это очень сложный и трудный предмет. Однако, в школе, а потом и в ВУЗе, учиться, особенно химии, мне было на удивление легко. Возможно, в этом «виноваты» мои учителя.

Это и мой классный руководитель (кстати, учитель химии школы №3) Макарова Лидия Васильевна, и профессор института Сорокин Игорь Николаевич, и другие весьма уважаемые люди.

 

Рискнула пойти работать в школу я только с третьего раза, вернее третьего совета своей лучшей подруги Любы, бывшей одноклассницы, учителя биологии. Когда уже решилась, переговорила с директором, написала и отдала заявление о приеме- меня мучил безотчетный страх: куда я иду, зачем это делаю? Страх прошел после 1 сентября, после школьной линейки- все как рукой сняло. Появился интерес - кто они, мои ученики, о чем думают, чем «дышат», что их интересует? Как привить желание изучать такой сложный, но очень увлекательный предмет- химию, как сделать его простым и понятным?

И вот уроки начались…

После первых дней ребята спрашивали меня, почему именно химия? Сложно ответить на такой простой, с первого взгляда, вопрос. Наверно, здесь несколько причин.

Химия- это наука-волшебство, наука-фокус, загадка, - они тут же вспомнили о школе чародейства и волшебства, о Гарри Потере,- и у нас появились другие «точки соприкосновения». Конечно, я тоже читала эту сказку о мальчике- волшебнике, читала наперегонки со своей дочкой, кто быстрее закончит свои дела и возьмется за книжку. И мы обсуждали разные фокусы - поджигание спиртовки без спичек, появление огненных надписей на стенах, «самопроизвольное» вскипание жидкости, «дым без огня»…

Другая причина уже упоминалась - любимый классный руководитель, она тоже учитель химии. На ее уроках всегда было интересно и занимательно: море опытов и демонстраций; практических работ всегда ждали, как праздника, праздника познания и ощущения чего-то нового, интересно же самому немножечко поколдовать. К Лидии Васильевне всегда можно было подойти с вопросом, она объясняла легко, доступно и понимали мы ее с «полпинка». Даже, когда после восьмого класса к нам пришло пополнение из другой школы, где химии по каким-то причинам практически не было, к концу десятого класса новенькие знали предмет не хуже нас, учившихся у нее с седьмого!

В институте мне тоже очень повезло с преподавателями. Под их влиянием я выбрала для дипломной работы кафедру Общей Химии.

На самом деле, - говорю я своим ученикам, - химия – это совсем не сложно, не сложнее обычной математики, а даже намного легче и понятнее.

Надо просто перестать бояться, внимательно посмотреть на этот мир, который окружает нас, и попробовать его понять. Нет ничего понятнее и ближе естественных наук- наук о природе- географии, биологии, физики и, естественно, химии.

Наверно поэтому я таки выбрала для себя именно эту науку, этот занимательный и волшебный предмет, изучив который, каждый может стать немного волшебником.

 

И дело постепенно пошло. Однажды, случайно классного руководителя одного весьма шумного девятого класса не было в школе. Меня попросили раздать учащимся результаты теста по профориентации. Мельком взглянув на эти маленькие листочки бумаги, взгляд зацепился за слова: «проявляет склонность к изучению… …химии». Беру следующую - то же самое, третью - опять. И так, более чем у половины класса!!! Вот это да!- подумала я,- и это ведь не самый лучший класс по успеваемости! Такие случайности заметно повышают твою самооценку, как учителя!

А еще раз мне предложили подготовить и провести вечер химии. Согласилась, нашла литературу, подготовила сценарий, предложила детям - и они сами распределили роли, сами заходили за мной на репетиции, сами до хрипоты отрабатывали текст…

 

Спасибо детям! Иногда приходишь на урок - устала, дома много дел, нет сил, тетрадок непроверенных куча-мала, а они смотрят в глаза и спрашивают: «У Вас сегодня плохое настроение? Что нам сделать, чтобы Вы улыбнулись?» И улыбаюсь, и сразу становится легко и тепло на душе.

А однажды я заболела. Пропал голос полностью. Говорить могла только шепотом, и то - не долго. И дети прислали мне потомственный учительский рецепт для укрепления связок вместе с травами, целый пакет принесли!

Какое это счастье, знать, что ты кому-то нужна, что тебя любят и ждут!

 

Самой большой своей педагогической удачей считаю тот урок, на котором, объясняя сложную тему и уже дав домашнее задание, я вдруг услышала от учеников все того же, но уже одиннадцатого класса:

- Светлана Николаевна, но ведь здесь ничего и учить-то не надо, тут все, как в жизни!

Один очень мудрый учитель говорил: «Плохих детей нет. Есть плохие учителя… Если ты не смог протоптать тропинку к душе ребенка - ты не учитель. Нельзя ставить на детях клеймо «трудный», «безнадежный». Каждому нужно дать шанс проявить себя с лучшей стороны».

Я рада, что мои ученики не боятся моего предмета, что им интересно, а не страшно на моих уроках, что они приходят ко мне со своими бедами и радостями. Что я им – друг.

В общении с моими ребятами я нахожу много нового, интересного. И, оставаясь с ними вместе - всегда остаюсь душой молодой.