Стратегия работы на экзамене

Канина Людмила Сергеевна

Статья рекомендована школьникам, с целью выбора  и разработки своей стратегии работы на экзамене. Изучив рекомендации, ученик может внести свои коррективы с учётом своих способностей и уровнем знаний, чтобы потом использовать это на экзамене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategiya_raboty_na_ekzamene.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Стратегия работы на экзамене
             
Стратегия работы на экзамене должна обеспечить правильное распределение времени, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Конечно, она может иметь индивидуальные особенности, обусловленные стилем работы конкретного ученика. Примерный вариант может включать три этапа, три круга работы.
           
Первый круг. Ученик работает только с КИМами. Часть А – прочитывается вопрос, варианты ответа. Если сразу виден правильный ответ – проверяются другие варианты. Если ответ действительно верный – он отмечается в КИМах. Если правильных вариантов найдено несколько или ни одного – вопрос внимательно перечитывается еще раз. Если ответ по прежнему не ясен – вопрос помечается и пропускается, переход к следующему вопросу. При такой работе на каждый вопрос тратится 0,5 минуты, итого на часть А – 15 минут.
            Аналогично идет работа над заданиями части B – прочитывается вопрос, отмечаются ответы, правильность которых достаточно легко определить, неясные вопросы пропускаются. Задачи B9 и В10 прорешиваются, если ход решения понятен, ответы записываются в КИМах. Поскольку вопросы более сложные, на каждый отводится около 2-х минут, несколько больше на задачи. Итого  на часть В – 25 минут.
             Задания части С только прочитываются, при этом ученик отмечает мысленно, доступные для него элементы заданий. – 5 минут.
             Итого на первый круг работы ушло 45 минут. Будем условно считать, что ученик среднего уровня подготовки ответил при этом на 20 вопросов части А, выполнил треть заданий части В, познакомился с содержанием части С. При этом в его голове «прокрутилось» содержание всего курса химии, многое вспомнилось.    
Правила первого круга: Отмечай верное и пропускай сложное.
         
 Второй круг. Ученик работает с КИМами и бланком №1. Часть А – снова прочитываются вопросы, варианты ответов. Если ответ был найден ранее, он при этом проверяется, проверенный – заносится в бланк. Если ответа раньше было, теперь, возможно, он найдется легче. Если нет, ученик должен подумать, нет ли среди предложенных вариантов явно неверных? Отбрасывая явно неверные варианты, он сужает себе круг ответов для последующего анализа. В этом анализе он должен продумать, нельзя ли для нахождения верного ответа использовать имеющийся у него материал, «три шпаргалки»: Периодическую систему? Таблицу растворимости? Ряд напряжений? Основные законы химии? Если ответ найден – он заносится в бланк, иначе – вопрос еще раз отмечается и пропускается. Учитывая меньшее число вопросов, но большее время для их анализа на второй круг по части А можно запланировать те же 15 минут.
               Аналогично идет работа над заданиями части B – найденные варианты ответов, соответствия еще раз просматриваются. Более сложные анализируются отбрасыванием явно неверных вариантов, применением «трех шпаргалок». Найденные ответы заносятся на бланк, вопросы без ответов отмечаются и пропускаются. Итого  на часть В – 30 минут.
             Часть С – работа на черновике. Оценить время, необходимое на эту часть работы сложно. Над ней может долго трудиться сильный ученик, выполняя все задания, и быстро «справиться» слабый – написав одно-два уравнения. Условно отведя на каждое задание 10 минут, получим 50 минут на выполнение задания части С
             Итого на второй круг работы 95 минут. У ученика среднего уровня к его окончанию есть в бланках ответы на 25 вопросов части А, 5 вопросов части В, выполнены какие-то элементы заданий части С на черновике.
Правила второго круга: Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй «три шпаргалки» и законы химии.
           
Третий круг. Окончательное заполнение бланков. Начинается с переноса решений части С на бланк №2. При переписывании еще раз прослеживается ход решения, осмысливаются результаты, корректируются замеченные ошибки.
           Еще раз делаются попытки найти правильные ответы на оставшиеся вопросы части А и В. Если уже использованные подходы не помогают, остается последняя возможность – выбрать нужный ответ наугад. Этот совет кажется бессмысленным с учебной точки зрения. Однако это и есть возможность проявить свою химическую интуицию. Химическая интуиция – важное подспорье в работе химика-исследователя,  участника химической олимпиады, почему бы ее не использовать и на экзамене? При таком ответе «наугад», человек всегда использует какие-то свои химические или общенаучные знания, пусть ясно не осознаваемые в данный момент.
           Если после того, как все ответы занесены на бланки, осталось немного времени, ученик может еще раз просмотреть свои ответы по части С (будем надеяться, что там есть, на что смотреть). Не нужно ли где-то дописать коэффициент? Пояснение? Не пришло ли в голову еще одно уравнение реакции?
  Правило третьего круга: Проверяй сделанное и угадывай ненайденное. 
       
Желательно, чтобы ученик успел 2-3 раза поработать, используя этот или иной вариант стратегии, внес в него свои коррективы с учетом своих способностей и уровнем знаний и потом мог использовать это на экзамене.

                                                                                             Можаев Г.М., старший преподаватель
                                                                                            кафедры неорг. и физич. химии ТюмГУ,
                                                                                             кафедры ЕМО ТОГИРРО

Другие материалы для подготовки к ЕГЭ по химии
на сайте «Контрен – Химия для всех»:
http://kontren.narod.ru