Использование инструктивных карт при изучении органической химии

Хаустова Ольга Анатольевна

На изучение большинства тем в базовом курсе органической химии 10 класса отводится минимальное количество часов. Практически каждый класс органических веществ рассматривается в течение одного урока. Организация работы школьников на уроке в таком случае должна быть предельно четкой, подача учебного материала лаконичной, емкой. Необходимо использовать каждую минуту урока  максимально интенсивно.

Одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся может стать применение инструктивных карт. Желательно, чтобы инструктивные карты, используемые для изучения каждой конкретной темы, были построены по единому шаблону, отображали один и тот же план рассмотрения классов органических веществ. Это особенно важно для школьников, имеющих низкую мотивацию к учебно-познавательному процессу. Повторение действий при работе с картой в течение нескольких уроков поможет им наработать и закрепить основные умения, будет способствовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Инструктивная карта должна содержать

- небольшую часть учебного материала в сжатой форме,

- указания по работе с материалом учебника,

- мини задания для закрепления изученного.

В процессе работы учитель периодически контролирует правильность выполнения заданий, поддерживает темп работы, консультирует, организует обсуждение спорных вопросов. Таким образом, учащиеся  отрабатывают навыки самостоятельного приобретения знаний.

Например, при изучении темы «Углеводороды и их природные источники» можно использовать инструктивные карты на каждом уроке. Предлагаю вашему вниманию карту для изучения класса алкенов (ссылки в тексте на учебник О.С. Габриелян «Химия 10 класс» Базовый уровень).

 

Алкены

  1. Название класса: Алкены, непредельные, ненасыщенные углеводороды (запишите эти названия в тетрадь)
  2. Определение. Прочитайте определение на стр. 33 учебника. Устно ответьте на вопрос: Почему алкены называются непредельными и ненасыщенными?
  3. Общая формула. Запишите в тетрадь общую формулу алкенов (см. определение на стр. 33 учебника)
  4. Гомологический ряд. Составьте гомологический ряд алкенов (первые 10 членов), напишите их формулы и названия в тетрадь. Сколько атомов углерода содержит молекула первого члена гомологического ряда алкенов?

Внимание! Чтобы составить формулу алкена, используйте общую формулу. Названия алкенов аналогичны названиям соответствующих алканов, но вместо суффикса –ан, используйте суффикс –ен и –илен.

  1. Изомерия. См. стр. 34 учебника

А) структурная изомерия углеродного скелета

Б) структурная изомерия положения кратной (двойной) связи

      6.  Номенклатура. Прочитайте правила составления названий алкенов на стр. 35

 (1 абзац) учебника.

  1. Получение.

      А) в промышленности – крекинг (расщепление) продуктов переработки нефти

Б) в лаборатории – дегидратация (отщепление воды) этилового спирта (см. уравнение на стр. 35 учебника)

  1. Физические свойства. Прочитайте 1 абзац на стр. 36 учебника.

Чем сходен этилен по своим физическим свойствам с метаном?

      9.  Химические свойства.

            А) Присоединение (сопровождается разрывом двойной связи)

                    1. гидрирование (присоединение водорода)

                    2. гидратация (присоединение воды)

                    3. галогенирование (присоединение галогенов)

                    4. гидрогалогенирование (присоединение галогеноводородов)

                    5. полимеризация

            Б) Горение. Составьте уравнение реакции горения этена.

            В) Качественные реакции на алкены (на двойную связь)

                    1. обесцвечивание бромной воды

                    2. обесцвечивание раствора перманганата калия (см. стр. 40 учебника)

    10. Применение. Рассмотрите области применения этилена на рис. 19 (см. стр.41 учебника).

 

       Такой подход к изучению химии отражает целостность и системность учебного предмета.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инструктивных карт при изучении органической химии

 Хаустова О.А.

учитель химии

МКОУ «Богучарская средняя общеобразовательная школа №2 г. Богучар Российская Федерация

На изучение большинства тем в базовом курсе органической химии 10 класса отводится минимальное количество часов. Практически каждый класс органических веществ рассматривается в течение одного урока. Организация работы школьников на уроке в таком случае должна быть предельно четкой, подача учебного материала лаконичной, емкой. Необходимо использовать каждую минуту урока  максимально интенсивно.

Одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся может стать применение инструктивных карт. Желательно, чтобы инструктивные карты, используемые для изучения каждой конкретной темы, были построены по единому шаблону, отображали один и тот же план рассмотрения классов органических веществ. Это особенно важно для школьников, имеющих низкую мотивацию к учебно-познавательному процессу. Повторение действий при работе с картой в течение нескольких уроков поможет им наработать и закрепить основные умения, будет способствовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Инструктивная карта должна содержать

- небольшую часть учебного материала в сжатой форме,

- указания по работе с материалом учебника,

- мини задания для закрепления изученного.

В процессе работы учитель периодически контролирует правильность выполнения заданий, поддерживает темп работы, консультирует, организует обсуждение спорных вопросов. Таким образом, учащиеся  отрабатывают навыки самостоятельного приобретения знаний.

Например, при изучении темы «Углеводороды и их природные источники» можно использовать инструктивные карты на каждом уроке. Предлагаю вашему вниманию карту для изучения класса алкенов (ссылки в тексте на учебник О.С. Габриелян «Химия 10 класс» Базовый уровень).

Алкены

  1. Название класса: Алкены, непредельные, ненасыщенные углеводороды (запишите эти названия в тетрадь)
  2. Определение. Прочитайте определение на стр. 33 учебника. Устно ответьте на вопрос: Почему алкены называются непредельными и ненасыщенными?
  3. Общая формула. Запишите в тетрадь общую формулу алкенов (см. определение на стр. 33 учебника)
  4. Гомологический ряд. Составьте гомологический ряд алкенов (первые 10 членов), напишите их формулы и названия в тетрадь. Сколько атомов углерода содержит молекула первого члена гомологического ряда алкенов?

Внимание! Чтобы составить формулу алкена, используйте общую формулу. Названия алкенов аналогичны названиям соответствующих алканов, но вместо суффикса –ан, используйте суффикс –ен и –илен.

  1. Изомерия. См. стр. 34 учебника

А) структурная изомерия углеродного скелета

Б) структурная изомерия положения кратной (двойной) связи

      6.  Номенклатура. Прочитайте правила составления названий алкенов на стр. 35

 (1 абзац) учебника.

  1. Получение.

      А) в промышленности – крекинг (расщепление) продуктов переработки нефти

Б) в лаборатории – дегидратация (отщепление воды) этилового спирта (см. уравнение на стр. 35 учебника)

  1. Физические свойства. Прочитайте 1 абзац на стр. 36 учебника. 

Чем сходен этилен по своим физическим свойствам с метаном?

      9.  Химические свойства.

            А) Присоединение (сопровождается разрывом двойной связи)

                    1. гидрирование (присоединение водорода)

                    2. гидратация (присоединение воды)

                    3. галогенирование (присоединение галогенов)

                    4. гидрогалогенирование (присоединение галогеноводородов)

                    5. полимеризация

            Б) Горение. Составьте уравнение реакции горения этена.

            В) Качественные реакции на алкены (на двойную связь)

                    1. обесцвечивание бромной воды

                    2. обесцвечивание раствора перманганата калия (см. стр. 40 учебника)

    10. Применение. Рассмотрите области применения этилена на рис. 19 (см. стр.41 учебника).

       Такой подход к изучению химии отражает целостность и системность учебного предмета.