Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Орлосова Милена Валериевна

Учитель химии и биологии

МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова» Горный улус

Россия

Научный руководитель: Матаннанова Анна Николаевна

к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет»

г. Якутск, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития логических умений у обучающихся основной школы путем индивидуализации обучения химии. Приводится анализ педагогической и научной литературы по развитию логических умений школьников и индивидуализации обучения. Представлены экспериментальные материалы изучения логических умений школьников и примеры заданий для индивидуализации обучения химии.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, развитие, логические умения, индивидуальный образовательный маршрут.

 

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LOGICAL SKILLS OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING CHEMISTRY

Orlosova Milena Valerievna,

Scientific adviser: Matannanova Anna Nikolaevna,

 

Abstract: The article discusses the problem of developing logical skills in primary school students by individualizing chemistry education. The analysis of pedagogical and scientific literature on the development of logical skills of schoolchildren and the individualization of learning is given. Experimental materials for studying the logical skills of schoolchildren and examples of tasks for individualizing chemistry teaching are presented.

Keywords: individualization of learning, development, logical skills, individual educational route.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования устанавливают требования к планируемым результатам обучения. В них указываются, какие знания школьники должны освоить, какими способами действий они должны овладеть, чтобы пользоваться ими  в личной жизни или в любой профессиональной сфере. В обновленных ФГОС ООО расширились группы планируемых результатов. В частности, планируемые метапредметные результаты должны отражать овладение такими универсальными учебными познавательными действиями как базовые логические действия, необходимые для развития ключевых компетенций школьников. Согласно ФГОС-ам механизмами достижения планируемых результатов обучения являются индивидуализация и реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников, в том числе и в обучении химии.  

Проблема развития логических умений путем индивидуализации обучения химии в основной школе достаточно не исследована.  Практика формирования логических умений школьников путем сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов в обучении химии тоже недостаточно раскрывается и обобщается в методических изданиях, научно-практических конференциях и семинарах. В связи с этим можно считать, что научные исследования в этой области актуальны.

 Цель нашего исследования – разработать модель развития базовых логических действий путем реализации индивидуальных образовательных маршрутов на уроках химии в основной школе. Рассмотрим теоретические аспекты проблемы исследования и практические материалы текущего этапа исследования.

Базовые логические действия являются одними из основополагающих способов действий, на основе которых строятся другие, более сложные, операции. К базовым логическим действиям относятся: выявление и характеристика существенных признаков объектов и явлений, установление существенных признаков классификации, оснований для обобщения и сравнения, выявление причинно-следственных связей при изучении явлений и процессов др. [1]. Задача формирования логических действий у обучающихся на качественно новом уровне предполагает, что учителям необходимо применять не только уже проверенные эффективные приемы работы с разными логическими операциями, но и искать новые подходы.

Проблема формирования у школьников умений использовать логические операции является важной задачей, способствующей развитию критического мышления и навыков анализа. Проблемы в этой области могут быть преодолены через интеграцию практических заданий, использование инновационных подходов в процессе обучения, указанные в трудах Минченкова Е.Е. [2], Усовой А.В. [3].  

Е.Е. Минченкова описывает способы формирования у школьников приемов умственных действий, умений выделять главное, сравнивать, определять и объяснять явления. А.В. Усова раскрывает способы формирования у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей, способы использования самостоятельных работ для развития школьников.

М. В. Зуева, исследуя развитие знаний учащихся по химии, пишет, что «первым и главным условием развивающего обучения считается овладение учениками системой научных знаний и умений в каждом учебному предмету» [4, с. 4-6].  Знания и умения в процессе обучения подвергаются изменениям – углубляются и расширяются, устанавливаются сложные взаимосвязи между ними.

Среди работ А.П. Бойко можно найти множественные примеры заданий, направленных на развитие логических действий – головоломки, ошибочные доказательства, задания по аналогии, решения проблем дедуктивным и индуктивным способами [5]. Д.А. Гусев считает, что в перечень логических операций, несомненно, должны входить такие действия как классификация, выявление причинно-следственных связей. В своих трудах он выделяет четыре метода обнаружения причинно-следственных связей: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков [6].

Одним из эффективных способов достижения планируемых результатов, формирования личности ученика, подготовки его к самостоятельной взрослой жизни является индивидуализация в обучении, реализация индивидуальных маршрутов в разных видах образовательной деятельности. Для этого учителю-предметнику необходимо овладеть тьюторскими компетенциями. К тьюторским компетенциям согласно стандарту «Специалист в области воспитания» относятся: создание благоприятных условий для индивидуализации обучения, разработка необходимых методических и дидактичексих средств и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов [7].

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.

Теоретические основы тьюторской деятельности в отечественной педагогике исследованы Т.М. Ковалевой и ее командой. Основным принципом тьюторского сопровождения является принцип индивидуализации.  Каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной программы [8].

Мы проводим педагогический эксперимент в 8 классах Магарасской   средней общеобразовательной школы Горного района РС(Я). Для констатирующего эксперимента была проведена проверочная работа по  выявлению сформированности логических умений школьников.  Содержание проверочной работы определялось, с одной стороны содержанием и построением учебного материала курса химии 8 класса, с другой стороны – планируемыми показателями усвоения этого содержания и последующего нового материала.  Приведем пример задания проверочной работы.

 Дайте сравнительную характеристику кислорода и водорода. Для этого составьте план сравнения и по плану охарактеризуйте объекты сравнения. Сделайте выводы.

Результаты проверочной работы представлены на диаграмме (диаграмма 1).

 Диаграмма 1.

Результаты проверочной работы констатирующего эксперимента

image

 Результаты проверочной работы показывают, что 8-классники не владеют логическими операциями. Только 20% обучающихся смогли составить план сравнения. Четверть восьмиклассников (25 % обучающихся) охарактеризовали по плану вещества. Выводы сформулировали только 16 % 8-классников.

 Для создания индивидуальных образовательных маршрутов учителю необходимо использовать принцип избыточности.  Согласно этому принципу используются разные формы организации обучения, избыток дидактических материалы и способов коммуникации, множество учебных проектов и учебных заданий с разным уровнем сложности. Обучающиеся вместе с учителем подбирают варианты построения образовательных маршрутов по изучению учебного материала.

 Приведем примеры заданий на сравнение, приводящие к достижению разных целей, по теме «Классы неорганических соединений» в 8 классе (табл. 1).

Таблица 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задании по теме «Классы неорганических соединений» в 8 классе

Цели

 Примеры заданий

Выявление общих черт и различий в составе и строении веществ, их свойствах

  • Сравните состав веществ по их формулам HCl, H2SO4, H2S, HNO3, H3PO4, HNO2.  Какие общие признаки и отличия можно выделить?
  • Сравните физические свойтсва CO2 (IV), CO (II). Определите общие черты и различия.

Определение признаков химических реакций

  • Составьте уравнения реакций получения оксида меди (II) и оксида фосфора (V). Сравните признаки реакций.
  • С какими из перечисленных веществ реагирует медь: кислород, цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, раствор серной кислоты? Составьте уравнения реакций и опишите признаки реакций.

Установление общих закономерностей в изменение свойств объектов и их систематизации на этой основе.

  • Сравните состав веществ по формулам Ca(OH)2, ZnSO4 HBr, CuCl2, CO2, Na2O, H2 SO4, KOH, CuO, Al(NO3)3 и классифицируйте их по разным признакам .
  •  Установите генетические взаимосвязи между веществами: хлорид меди (II), оксид меди (II), медь, гидроксид меди (II). Изобразите эти взаимосвязи в виде схемы и составьте уравнения соответствующих реакций.
  •  Напишите уравнения реакций получения оксид углерода (IV) разными способами и составьте схему «Способы получения оксидов».
 

 

Таким образом, индивидуализация обучения химии является важным условием формирования логических умений обучающихся основной школы.   Для организации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся необходимо создать необходимые условия и использовать избыточные варианты заданий на логические умения с разными целями достижения планируемых результатов.

 

 Список источников

1. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета // Единое содержание общего образования: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_ po_uch.htm (20.12.24)

2. Минченков Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин: учебное пособие. -2-е изд. / Е. Е. Минченков. – СПб.: Издательство «Лань».  2016. – 496 с.

3. Усова. А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. - Москва: Знание, 1987. – 78 с.

4. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей / М.В. Зуева. – М.: Просвещение, 1978. – 190 с.

5. Гусев, Д.А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. / Д. А. Гусев. – М.: НЦ ЭНАС, 2017. –190 с.

6. Бойко А.П. Логика и теория аргументации: Учеб. пособие / А. П. Бойко. Ун-т Рос. акад. образования. – Москва: Изд-во УРАО, 2001. – 143 с.

7. Ковалева Т.В. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. / Т.В. Ковалева. Педагогический университет.  Первое сентября» 2010. – 8-9 с.

8. Ковалева Т.В. Чередилина М.Ю., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Профессия «тьютор» / Т.В Ковалева, М.Ю. Чередилина, Е.И Кобыща, С.Ю.  Попова (Смолик). СФК-офис, 2013. – 117 с.