Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Скрипина Елена Валерьевна

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений , навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная сфера, ощущение, восприятие.

     Ощущение и восприятие - процессы, отражающие действия. На уроках СБО стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.   Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения мате­риала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специаль­но организованной и направляемой педагогом». Так, при демонстрации предметов окружающего мира (напри­мер, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не только рассматри­вая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формиру­емых представлений и знаний. В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения (например: необходи­мость завязывания узелка на конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга в нерабочий период) мо­жет содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения этих действий, операций (например: попытка шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация куска ткани с жел­тым пятном от утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).

Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.

Речь – орудие, средство мышления. У умственно-отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы, или вместо предмета называя действия (клей –клеить, ножницы –резать, дай чик-чик). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:

1. Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.

2.Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.

3. Взаимное инструктирование учеников.

4. Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.

5. Записи в тетрадях (тема занятий, необходимые сведения).

6. Словарики.

Например, дети вынуждены обращаться за предметами, необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально-волевые отклонения у детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.

Для словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки - темплеты со словарными словами  и составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения. Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи, поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко, показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить и значение данного слова.

При организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следующее.

1.                      В усвоении нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.

2.                      С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. Например, почтовое отправление - бандероль.

3.                      Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли нужные термины.

4. В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.

На уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются демонстрационные карты – планы: технологические и операционные; предметные, графические, словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогом вместе  с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, воспитанники отвечают на вопросы педагога и в процессе коллективной беседы план выполнения трудового процесса (например, последовательность работы с утюгом). В работе над планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.

                  Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.

  Большое внимание уделяется речевому этикету. В кабинете на стенде есть «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с «волшебными словами», различные задания с ними - сгруппировать, найти слова приветствия, слова благодарности и т. д. в процессе выполнения этих заданий так же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.

         С целью активизации мыслительной деятельности школьников на уроках СБО создаются  условия для непреднамеренного запоминания специальных терминов и понятий, новых слов.  Учащиеся лучше запоминают их в процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, слово, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания терминов, воспитывает усидчивость. Также используется тестирование. Которое стимулирует аналитико – синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с действительностью.

     Умственно-отсталый ребенок часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Этот недостаток связан с некритичностью мышления. Для коррекции мышления применяются следующие задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках - например, найти ошибки при уборке помещения, и  т. д. для активизации мыслительной деятельности применяются проблемные ситуации, например: мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на другом конце стола. Как ему поступить?

            Для коррекции памяти  и внимания применяются различные дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Цепочка», «Кто больше назовет или запишет продуктов?», «Найди ошибку». Для лучшего запоминания  правил  используются записи на наборном полотне, на доске. Запись может быть представлена с использованием рисунков, символов, слов, слов и рисунков одновременно.

            Формируя у учащихся отношение к социокультурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность, активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально- волевая сфера (например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется стремление довести дело до конца - после приготовления пищи вымыть посуду и прибраться на кухне).

В познавательной деятельности коррекция направлена на разви­тие умений воспитанников выделять главное в получаемой инфор­мации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый ма­териал с ранее усвоенным.

В трудовой, в том числе и бытовой деятельности главная коррекционная задача - формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятель­ности, анализировать ее, планировать необходимые действия, осу­ществлять самоконтроль. Уровень развития общетрудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше тру­довая самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи и опеке он нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому в процессе подготовки детей к бытово­му труду необходимо уделять большое внимание развитию обще­трудовых интеллектуальных умений.

 

Литература:

 

Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Скрипина Е.В., учитель социально-бытовой ориентировки

МС(К)ОУ Дмитровской С(К)ОШИ VIII вида

Доклад к педсовету

«Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений , навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная сфера, ощущение, восприятие.

        Ощущение и восприятие - процессы, отражающие действия. На уроках СБО стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.   Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения мате риала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специаль но организованной и направляемой педагогом». Так, при демонстрации предметов окружающего мира (напри мер, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не только рассматри вая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формиру емых представлений и знаний. В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения (например: необходи мость завязывания узелка на конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга в нерабочий период) мо жет содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения этих действий, операций (например: попытка шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация куска ткани с жел тым пятном от утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).

Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.

Речь – орудие, средство мышления. У умственно-отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы, или вместо предмета называя действия (клей –клеить, ножницы –резать, дай чик-чик). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:


1. Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.


2.Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.


3. Взаимное инструктирование учеников.


4. Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.


5. Записи в тетрадях (тема занятий, необходимые сведения).


6. Словарики.


Например, дети вынуждены обращаться за предметами, необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально-волевые отклонения у детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.


Для словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки - темплеты со словарными словами  и составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения. Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи, поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко, показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить и значение данного слова.

При организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следующее.

  1. В усвоении нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.
  2. С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. Например, почтовое отправление - бандероль.
  3. Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли нужные термины.

4. В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.

На уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются демонстрационные карты – планы: технологические и операционные; предметные, графические, словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогом вместе  с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, воспитанники отвечают на вопросы педагога и в процессе коллективной беседы план выполнения трудового процесса (например, последовательность работы с утюгом). В работе над планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.

                Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.

        Большое внимание уделяется речевому этикету. В кабинете на стенде есть «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с «волшебными словами», различные задания с ними - сгруппировать, найти слова приветствия, слова благодарности и т. д. в процессе выполнения этих заданий так же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.

        С целью активизации мыслительной деятельности школьников на уроках СБО создаются  условия для непреднамеренного запоминания специальных терминов и понятий, новых слов.        Учащиеся лучше запоминают их в процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, слово, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания терминов, воспитывает усидчивость. Также используется тестирование. Которое стимулирует аналитико – синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с действительностью.

        Умственно-отсталый ребенок часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Этот недостаток связан с некритичностью мышления. Для коррекции мышления применяются следующие задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках - например, найти ошибки при уборке помещения, и  т. д. для активизации мыслительной деятельности применяются проблемные ситуации, например: мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на другом конце стола. Как ему поступить?

        Для коррекции памяти  и внимания применяются различные дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Цепочка», «Кто больше назовет или запишет продуктов?», «Найди ошибку». Для лучшего запоминания  правил  используются записи на наборном полотне, на доске. Запись может быть представлена с использованием рисунков, символов, слов, слов и рисунков одновременно.

        Формируя у учащихся отношение к социокультурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность, активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально- волевая сфера (например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется стремление довести дело до конца - после приготовления пищи вымыть посуду и прибраться на кухне).

В познавательной деятельности коррекция направлена на разви тие умений воспитанников выделять главное в получаемой инфор мации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый ма териал с ранее усвоенным.

В трудовой, в том числе и бытовой деятельности главная коррекционная задача - формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятель ности, анализировать ее, планировать необходимые действия, осу ществлять самоконтроль. Уровень развития общетрудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше тру довая самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи и опеке он нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому в процессе подготовки детей к бытово му труду необходимо уделять большое внимание развитию обще трудовых интеллектуальных умений.

Литература:

Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.