Дети с ОВЗ и дети-инвалиды должны учиться в общеобразовательных учебных заведениях

 

Социум и интегрированное образование

Дети  с  ОВЗ и  дети-инвалиды должны  учиться  в  общеобразовательных  учебных  заведениях

Для детей с ограниченными физическими возможностями  государство предусмотрело всего два вида образования: домашнее или учёба в специальных школах.

Известно, что образование - не единственная проблема детей-инвалидов и детей с общей возрастной задержкой развития (ОВЗ).

Oбразование, во-первых, - это именно та сфера жизни, которая может позволить людям с инвалидностью выйти в жизнь и стать полноценными членами российского общества, перестав быть обузой для государства. Без образования любой человек  будет  не  в  состоянии адаптироваться к условиям современной жизни.

Второй важный момент. Не секрет, что сейчас в России, чтобы получить  достойное образование, нужно обучаться в вузе, который является обычным, а не специализированным учебным заведением для людей с ОВЗ. Дети, которые до этого 11 лет учились либо на дому, либо 12 лет в интернатном учреждении, испытывают сложности с адаптацией к условиям учебы в конкретном учебном заведении, с налаживанием контактов со своими сверстниками и преподавателями.

Закон "Об образовании" гарантирует получение образования абсолютно всеми детьми. В нем говорится, что органы управления образования должны создавать условия для получения образования в соответствии с уровнем развития  ребенка.

Мы используем это право по отношению к собственным детям, не задумываясь, так как считаем это просто нашим правом, которое гарантирует нам конституция РФ. Мы здоровы, рассудительны, полны сил, желаний,  надежд, планов, которые  хотим  и можем реализовать.

 Но, кто из нас застрахован, что такой ребенок не родится у нас, наших родных, близких…

           Наш социум не готов видеть таких детей в общеобразовательных школах среди детей с возрастной нормой развития. Мы стыдливо отводим глаза, встречая их на улице, стараемся оградить собственных детей от «нежелательных» контактов, боясь причинить им психологическую «травму»; не зная, как ответить на вопросы детей «Почему он такой? Что с ним?»  А между тем,  по словам О. Удаловой, процесс интеграции проходит легче, когда детей воспитывают вместе с раннего возраста: «Дети легче принимают других в коллектив. Это уже потом, с возрастом, формируются предрассудки. У дошкольников предвзятое мнение практически отсутствует». Доказательством этого служат опросы среди обучающихся начального звена  многих образовательных учреждений.

Так может быть, начать в первую очередь с себя, с перестройки своего менталитета и взгляда на этот вопрос?

К сожалению, далеко не все готовы к этому. Мы воспитаны иначе! Нам нужно учить естественному восприятию инклюзивного (интегрированного) обучения не только детей, но и взрослых, самих себя. Пока наше общество не очень это понимает, точнее, не готово понять и принять это как данность.

Немногие преподаватели общеобразовательных школ могут работать по системе инклюзивного образования. Даже в тех редких случаях, когда у них есть такое желание, к сожалению,  отсутствует опыт.

Очень важно подготовить программы по толерантности – это огромная работа. Иногда кажется, что это трудно, но необходимо использовать богатый методический опыт специальных коррекционных школ всех типов (а он есть!), которым они готовы делиться.

Если заранее не подготовить почву, изменив сознание общества, сможем ли мы ввести и развить совместное обучение  (интегрированное – инклюзивное), не доведя его до абсурда? Если не отнестись к этому вопросу серьезно, то в конечном итоге будут впустую затрачены средства и время.

Будем надеяться, что этот процесс не затянется, что очередная реформа нашего образования  принесет желаемые результаты.

         А проблема интегрированного образования уже не будет проблемой. Люди с ОВЗ будут спокойно появляться в общественных местах, не чувствуя так остро свою непохожесть на других.

            Проблема,  поднятая  в  статье,  касается  не  только  педагогов,  родителей  детей  с  ОВЗ  и  инвалидов, но  и   каждого  из  нас,  всего  общества. Предлагаю всем,  неравнодушным  к  этому  вопросу,  высказать  своё  мнение.

 

Педагог-психолог МОУ «Парбигская СОШ»

Смирнова Т.С.

 

 

Комментарии

Красноборова Варвара Сергеевна

Статья написана в 2013 году. И только сейчас в 2019 году разработан стандарт для обучения детей с ОВЗ в начальной школе. Ребята уже школу заканчивают, поступают на ступень профессионального образования, а ни ФГОСов, ни кадров для их обучения, ни методических рекомендаций толком нет. Практика идёт на много лет вперёд, годами что-то меняется у нас в образовании. Хотя речь про интеграцию инвалидов и людей с ОВЗ идёт уже давно.