Стили и методы воспитания

Павлова Светлана Анатольевна

 

Воспитание можно классифицировать по стилю отношений между воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_i_metody_vospitaniya.doc203.56 КБ

Предварительный просмотр:

Стили  и методы  воспитания

Доклад  на м/о воспитателей

Воспитатель Павлова С.А.

 

Искусство воспитания имеет особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и

понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее

и легче кажется оно, чем менее человек с ним

знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Также воспитание можно классифицировать по стилю отношений между воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание - тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или поощряется в строго определенных пределах,  идет полное подчинение  ребенка: подавляется  его воля, не считаются с его интересами,  требуется  безоговорочное выполнение  сказанного. Воспитатель никогда не идет с ребенком на компромисс, не допускает обсуждения своих требований и не считает нужным их обосновывать.

Уже в период средневековья сформировалась эта теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления И.Ф.Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Демократический стиль характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения,  советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать.

Либеральный стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со
стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи
взрослый - педагог - ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к
деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.        

Попустительский стиль характеризуется неосознанным равнодушием
педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип - не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

В жизни не один из стилей не применяется в процессе воспитания в «чистом  виде». Каждый педагог применяет свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка. Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на другой является радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие "процесс воспитания", но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А.П.Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе.

 Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П.Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: "Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает". Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении   школьника.   Всякий   процесс   представляет  собой   совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного   результата.   Главный   результат   воспитательного   процесса   -формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс   двусторонний,   предполагающий   как   организацию   и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в        этом процессе принадлежит педагогу.        

Прежде всего, следует отметить, что понятие "воспитание" употребляется в самых различных  значениях:  подготовка подрастающих  поколение  к  жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие "воспитание" будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко   выступает,   когда   говорят:   воспитывает   социальная   среда,   бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитывает    бытовое    окружение",    то    имеют    в    виду    не    специально организованную   воспитательную   деятельность,   а   то   повседневное   влияние,        которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно    четко    указывает    на    специально    организованную     и    сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный  характер,   воспитание  в  педагогике рассматривается  как   преднамеренный   и   специально   организованный   педагогический   процесс.   Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.

Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии,  если  воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал:   "Слову   "воспитание" придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем  кого-нибудь,   если не вызываем  в нем  изменений".   Спрашивается:   каким  же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем "присвоения человеческой действительности". В этом смысле     воспитание     следует    рассматривать     как     средство,     призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.  Что же  представляет  собой  эта  действительность  и  как  осуществляется  её присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный   трудом   и   творческими   усилиями   многих   поколений   людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты:  всю  совокупность  выработанных людьми  знаний  о  природе  и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения. Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного   и   художественного  творчества,   социальных   и  духовных отношениях "опредмечены"     результаты      их      многообразной     трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим   достоянием, они должны "распределить" его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и,  приложив творческие усилия,  обогатить  его  и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по "распредмечиванию" различных сторон  общественного опыта,  помочь ему воспроизвести  этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность. На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство  социального  опыта  в  индивиде,   как  перевод  человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

Ушинский писал: "Почти все правила педагогики вытекают посредственно или  непосредственно   из  основного  положения:   давайте  душе  воспитанника правильную   деятельность    и   обогатите   его   средствами   неограниченной, поглощающей душу деятельности ". Для педагогики, весьма важным является то,         что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. I        

Обратимся к примерам.

1. В одном и том же классе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не  решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при   средних способностях школьник может весьма успешно учиться,  если будут   проявлять   высокую   познавательную   активность   и   упорство   в   овладении  изучаемым  материалом.   И  наоборот,  отсутствие  этой  активности,  пассивное   отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

2. Не менее существенными для развития личности является также характер и  направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать активность   учащихся   в   организуемой   деятельности   и   формировать   к   ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение   к   ней   выступают   как   определяющие   факторы   воспитания   и личностного развития учащегося.

Под   воспитанием   следует   понимать   целенаправленный   и   сознательно осуществляемый    педагогический    процесс    организации    и    стимулирования разнообразной      деятельности      формируемой     личности      по      овладению общественным   опытом:   знаниями,   практическими   умениями   и   навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный    подход    к    трактовке   развития    личности    получил    название деятельностно-отношенческой      концепции      воспитания.      Сущность      этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека  в  разнообразные   виды   деятельности   по   овладению   общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно   осуществлять   его   действенное   воспитание.   Без   организации   этой деятельности  и  формирования  положительного  отношения  к  ней  воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Это возможно, если педагогом учитывается состояние здоровья и психики ребенка, осуществляет осознанный подход к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Особенно внимательно педагогам   надо   относиться   к  противоречию между   внешними влияниями   и внутренними   стремлениями   воспитанников.   Без   зоркости   к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

Сложность воспитательного процесса:

его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;        

между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит   длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний  и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий  корректировки;        

-  воспитательный   процесс   очень   динамичен,   подвижен   и   изменчив.   Это выражается    в    его    непрерывном    развитии,    динамичности,    подвижности, изменчивости.    

Воспитательный     процесс    развивается     в     соответствии     с действующими    причинами.    Он    изменяется    в   зависимости,    например,   от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в  одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое  незначительное.                

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних   и   внешних.   Именно   противоречия   рождают   ту   силу,   которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних  противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает  противоречие    между    возникающими    у    нее    новыми    потребностями    и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы  поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут  эти   новые  качества,   зависит  от   многих   условий:   деятельности,  активности, жизненной  позиции личности.

Назначение    воспитания- правильно    сориентировать    формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов,  потребности,     жизненных     планов     и     ценностных     ориентации воспитанников. Внешние   противоречия   также   сильно   сказываются   на   направленности   и результатах  воспитательного  процесса.  Противоречие  между  словом и делом  нередко  становится причиной многих затруднений и недостатков  воспитания так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

Методы воспитания - система воспитательных и образовательных средств,  характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне   редко   применяются   изолированно   друг   от   друга.   Поэтому   любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается  во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении  человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в  приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил   у  «образца».   Особое   значение   имеет  личный   пример   воспитателя.

Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко. Приучение   предполагает   формирование   способностей   к   организованным  действиям  и разумному  поведению  с  целью  выработки  хороших  привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию   процесса   воспитателем   и   копирование   воспитанником.   Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем  это  этап  совершенствования  на  пути  к  идеалу.  Данный  метод способствует самоорганизации  воспитанника и  проникает во  все  сферы  его деятельности.

Методы стимулирования: поощрение и наказание.        

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение  успешно  производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению  новых.    Чувство    удовлетворения,    испытанное    поощренным воспитанником, вызывает   у   него   прилив   сил,   энергии,   и   как   следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание   негативных   действий   человека.    Наказание   корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды   наказаний,   как   и поощрений,   могут   быть   самыми   разнообразными: замечание,    общественное порицание,    упрек,    отстранение    от    коллектива, ироническая шутка и т.д.        

Модели воспитания.

Выделяют идеалистическую модель воспитания - создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному. Прагматизм как философия воспитания рассматривает его не как подготовку человека к дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем. Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать жизненные проблемы по мере их возникновения. То есть, в процессе воспитания педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной действительности, а активному поиску путей преобразования условий для улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, то есть существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов.

Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом   его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.  

Антропоцентрическая     модель основывается на понимании человека как целостной     системы,     притом     открытой,     постоянно     изменяющейся     и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь   завершения.    Он   должен    строиться   таким    образом,    чтобы  воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии,  а педагог лишь регулировал процесс развития личности.

Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности  окружающих  людей   и согласовать  их  в  конкретной  ситуации.

Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом случае - привести к гармонии действия этих сил.

Также   существуют   различные   другие   модели   воспитательных   процессов, например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

- передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

- непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

- организацию жизни и деятельности воспитанника;

- создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами
которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.        

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.        

Поставленные   перед   процессом   воспитания   цели   могут   быть  решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

учета индивидуальных особенностей воспитанника;

•   условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.        

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей   общественной   формации,   социальных   отношений   и   многого другого.

В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической  эпохи  и  стремление  к  его  достижению.  Главным  для  каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание. Советский энциклопедический словарь.4-е изд. - М: Советская Энциклопедия, 1987.

2. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:  Центр, 1999.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - ( Учебник нового века).

4.Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

5. Интернет: http: //www. dialectic. ru/pedagogics. htm  


 

Комментарии