программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста

Жукова Елена Андреевна

Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhoterapevticheskie_skazki_i_igry.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ

Черняева С. А.  Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. – 168 с.

Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям.

Удивительно то, что предисловие уже начинается со сказки.

...Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.

И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца людей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми.

Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любовью к людям. И вот Волшебники все, что знали о Жизни, Радости, Творчестве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ручья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружающего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории.

Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, открывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...

Это небольшое вступление посвящено скрытой миссии сказкотерапии. Ибо метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека.

Здесь Вы не найдете «заумных» оборотов и интерпретаций. Но многое из того, что раньше было проблемой, станет простым, легко понимаемым и осознаваемым как часть жизни. Внутреннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное.

С помощью этой книги родители окажут себе и своим подрастающим детям психологическую помощь, а специалисты получат прекрасный подарок для проведения цикла психокоррекционных и психотерапевтических занятий.

Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний!

Так же рассматриваются:

  • возможные причины использование сказок для психологической помощи
  • методические особенности психологических сказок
  • методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе.
  • Рассматривается работа со сказками как в индивидуальном консультировании, так и в групповой работе
  • Описаны для примера тренинговые занятия и анализ сказок.

«Сказка Элизабет»

Жила-была Элизабет. Она была самой обыкновенной девушкой в обыкновенном городе. Город назывался Аморель, и Элизабет часто сожалела о том, что он не зовется более изысканно и экзотично. «Интересно было бы жить в городе с названием Париж, Монтевидео, Кострома, - мечтала Элизабет, - там, наверное, случаются всякие чудеса и необыкновенные истории. А у нас каждый день похож на другой, как цветы тыквы в огороде. Так и жизнь пройдет!»

Из этого мы можем заключить, что Элизабет была очень юной и очень мечтательной. Ей шел семнадцатый год, она была очень хорошенькой и привыклаПсихотерапевтические сказки и игры

к тому, что все это замечали. Ее отец Эмиль, владелец мельницы, и ее мать Ло-ринда всегда радовались тому, что у них такая хорошенькая и смышленая дочка. Мать Элизабет всегда старалась, чтобы дочка была одета к лицу, не загружала девочку домашней работой, чтобы не портить ее нежные белые руки, и хвалила дочку за аккуратность и школьные успехи.

-  Посмотри, какая красивая наша Элизабет! - говорила Лоринда. - Она такая хорошенькая и нарядная, что не уступит и дочери бургомистра. Вот увидишь, за нее посватается кто-нибудь из сыновей лучших людей нашего города.

-  Да это все неважно, - отвечал Эмиль, - важно выдать ее замуж за порядочного человека. Вот хоть Густав, сын ювелира, он и сам уже скоро сдаст экзамен на мастера, - явно ухаживает за ней.

-  Ну нет, - возражала честолюбивая мать, - ей рано еще замуж, она ведь еще школу не окончила.

Саму Элизабет не очень интересовали эти разговоры. Густав действительно за ней ухаживал, знакомы они были с детства, но он был такой обыкновенный. Элизабет всегда знала, чего от него можно ожидать, в нем не было ничего таинственного. А у самой Элизабет была тайна. Уже давно Элизабет поняла, что Эмиль и Лоринда - не родные ей. Она понимала, что ее настоящие родители просто не могут быть такими заурядными людьми. Она знала, что однажды в их дом войдут нарядная дама и мужчина, закутанный в плащ. И скажут: «Дорогая Элизабет, тебя похитили наши враги и хотели погубить, но добрейшие Эмиль и Лоринда вырастили тебя как свое дитя. Мы сумеем отблагодарить их, а ты, дорогая наша дочь, займешь с этого дня подобающее тебе положение». (А может быть, меня и зовут по-другому: Мерседес или Наташа?) Но время шло, и ничего не менялось.

«А вдруг мне нужно расколдовать своих родителей? Или как-то дать знать о себе?» Элизабет просто не могла себе представить, что ее жизнь пройдет, как у всех в городе: «Выйти замуж, растить детей, умереть - никто и не заметит, и не вспомнит. Нет, я так не хочу!»

И вот однажды Элизабет увидела незнакомого юношу. Он был, казалось, поражен видом девушки и внимательно вглядывался в нее. «Может, он здесь по поручению моих настоящих родителей, разыскивает меня», - промелькнуло u, олове девушки. Элизабет приветливо и вместе с тем гордо посмотрела на незнакомца. Юноша поклонился.

-  Разрешите представиться, - робко сказал он, - меня зовут Принц. «Наконец-то, - радостно отозвалось сердце Элизабет, - это Он».

С этого дня жизнь Элизабет изменилась. Принц, прекрасный юный принц ухаживал за ней! Каждый день был непохож на предыдущий - рядом был Принц и он говорил Элизабет о своей любви.

-  Я так счастлив, что встретил тебя; я видел многих девушек - и юных графинь, и маркиз, и принцесс, но ни одна не затронула моего сердца. Ты самая красивая девушка в мире, - говорил Принц.

-  Ты прекрасна, как дивный цветок, - я видел его сегодня утром около твоего дома, пока ждал тебя - он прекрасен, нежен, с волнующим ароматом и открывается только на один день. Я не знаю или позабыл, как он называется. («Да это же цветет тыква», - промелькнуло в уме Элизабет.) Мне кажется, что я вообще забыл все, что знал, все, что со мной было, с тобой я познаю" мир заново.

-  Я тоже рада, что мы встретились, - ответила Элизабет, - я просто не знаю, как я жила без тебя, я была очень несчастна и ждала тебя всю жизнь, а это так долго!

Принц воплощал в себе самые смелые мечты девушки, и все, что она говорила ему, было чистой правдой. Элизабет рассказала о принце родителям, но они, вместо того чтобы обрадоваться, встревожились: «Мы ничего не знаем о нем. Принц - но откуда он? Кто его родители? Что он делает в нашем городе?»

-  Но это же неважно! - отвечала Элизабет. - Он настоящий принц - как в сказке - это сразу видно.

-  Но живем-то мы не в сказке, - сказал отец Элизабет, - ты еще наивна и неопытна, нам нужно самим поговорить с юношей.

И Элизабет привела Принца к своим родителям. Она считала вопросы родителей совершенно ненужными, их беспокойство казалось ей старомодным. Даже когда выяснилось, что Принц забыл о своей семье, это совсем не огорчило девушку.

-  Он, наверное, заколдован, но так даже интереснее - он принадлежит только мне, - думала она.

И вдруг Принц заплакал. Этого Элизабет не ожидала.

«Меня зовут Артемий», - сказал он и стал рассказывать о своей семье. Выяснилось, что он ушел из дому и теперь хотел бы туда вернуться. Элизабет была разочарована.

«А как же я? - подумала она. Да и то, что принца зовут Артемий, как могли бы звать любого юношу в Амореле, ее огорчило. - Может быть, это не Он? Но ведь его родители - Король и Королева!»

Неожиданно Элизабет услышала, что Принц предоставляет ей решение своей судьбы. Что же ответила Элизабет и что она думала?

Сказала она вот что: «Принц Артемий, отправляйтесь к вашей семье. Я согласна ждать вас один год, один месяц и один день. Если вы вернетесь или пришлете за мной посольство, я уеду с вами в вашу страну. Но если вы не вернетесь, я всю жизнь буду несчастна, ведь я так люблю вас!»

А думала она вот что: «Скажу ему, чтобы он уезжал. Но если он любит меня, он просто не сможет уехать. А люблю ли я его? Мне кажется, он не тот, за кого я его принимала. Он такой же, как все, - он плакал, он признался в своей слабости, он хочет, чтобы я решала. Да настоящий ли он принц?»

И Элизабет услышала ответ Артемия: «Я уеду, ведь я поклялся исполнить то, что ты решишь, моя любимая. Я вернусь в свое королевство. Я люблю тебя, Элизабет, я люблю и прекрасный город Аморель, и я вернусь сюда, если ты по-прежнему будешь меня любить. Я должен сказать тебе, что в своих странствиях я встретил чудесного рыцаря, который за одну услугу наделил меня даром ведения сердец. И я всегда буду знать, любишь ли ты еще меня».

- Я буду ждать тебя! - сказала Элизабет.

И Принц уехал.

 

Методические рекомендации к данной сказки.

Если «Сказка о Принце» описывает кризис взросления, как он часто проходит у юношей, то «Сказка Элизабет» — кризис взрослеющей девочки. Трудности героини сказки — непринятие себя, своего окружения, фантазирование, «защищающее» от реальности. Переживаемый ею кризис реальности приводит к тому, что Элизабет воспринимает свое окружение как некие «подмостки» для себя — единственной героини. Ее инфантильные фантазии даже побуждают ее придумать себе других родителей, как это иногда бывает в этом возрасте. Элизабет пока не способна к зрелым чувствам. Ее влюбленность представляет также форму фантазирования и игры. Настоящая любовь может прийти к ней только после умения принимать, любить себя. Но это уже за гранью сказки.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Принимает ли Элизабет себя, любит ли себя?

Можно ли любить других, если не любишь себя?

Почему Элизабет не считает Эмиля и Лоринду своими родителями?

Как бы вы назвали чувства Элизабет к Принцу?

Действительно ли Элизабет будет любить Артемия в течение одного года, одного месяца и одного дня?

Сказку можно также использовать при обсуждении проблем:

—  психологических различий юношей и девушек,

—  связи человека со своей семьей, своей страной и своей культурой,

— грезы и реальность.

Рисунок к сказке представляет Элизабет у окна, за которым виден не реальный город Аморель, а воображаемый турнир в ее честь. Люди, которые ее окружают, для нее сейчас не реальнее игрушек, с которыми можно не церемониться.