Использование образовательных игр на песке в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Найдёнова Юлия Владимировна

 

Автор: Найдёнова Юлия Владимировна.

Должность: учитель-логопед I категории.

ГОУ ЛО «Приморская специальная школа-интернат».(VIII вида).

 

Перед специалистами – учителями-логопедами, работающими в сфере специального образования, постоянно возникают вопросы совершенствования приёмов преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области «Приморская специальная  школа-интернат» принимает детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения. У учащихся, имеющих интеллектуальное недоразвитие, нарушение речи носят стойкий, системный характер, когда у ребенка одновременно страдает устная и письменная речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Становление речи умственно отсталого ребёнка осуществляется своеобразно и с большим запозданием (А.Р. Лурия [5], М.С. Певзнер [5], В.И. Липакова [2], С.Я. Рубинштейн [1],[5].  и другие) У учащихся наблюдается грубое нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, слоговой структуры. Имеются серьёзные недостатки в  лексико-грамматическом оформлении высказывания. Особенность речи учащихся  школы VIII вида  характеризуются бедностью, ограниченностью словарного запаса.  Пассивный словарь преобладает над активным. В речи детей часто  наблюдаются аграмматизмы и возникают большие трудности в формировании связной речи.  Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья характерны: снижение мотивации учебной деятельности, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти. Учащиеся не всегда правильно понимают инструкцию.  Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в общем, а не только на один изолированный дефект.

Таким образом, основная часть учащихся, пребывающих в логогруппе, в силу своих индивидуальных особенностей, испытывают значительные трудности в процессе коррекционной работы, а также в освоении учебной программы.

Работа в школе VIII вида, с детьми с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, побудила меня задуматься о необходимости использования в работе нетрадиционных методов, которые помогут  создать эмоциональный настрой у учащихся, повысят  мотивацию, и дадут возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.  В процессе коррекции,  я активно применяю нетрадиционную форму логопедического воздействия – работа с песком, которая позволяет вести работу по преодолению нарушений устной и письменной речи. Впервые,  техника  «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер.[4] В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд [4], взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) [4] из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе с взрослыми. Применением данных техник послужила теория психолога и философа К.Г. Юнга.[6]

   Естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок.  В кабинете логопедии размещён песочный ящик (размером 50х70х8),  который состоит из рабочего поля, наполненного песком и емкостями для различных материалов. Песок в ящике просеян, промыт и подвергнут термической обработке.  В ящике имеется двойное дно, под которое можно положить буквы, слоги, схемы, слова, картинки и т. п. Двойное дно в ящике позволяет преподнести ребёнку сюрпризный момент, помогает работать по опоре (упр. «Собери букву»), позволяет осуществлять автоматизацию поставленных звуков. При работе с песком используются следующие материалы: ракушки, шишки, камешки, крупные бусины, мелкие игрушки, декоративный камень – красного, синего, зелёного цвета (для обозначения звуков), крупы (фасоль, горох), грецкие орехи, деревянные палочки (имитирующее карандаш, ручку)  и т.п. Работа в зоне с песком обычно начинается с элементов массажа в сочетании с эмоциональной подготовкой. Учащимся предлагается погрузить ручки в песок, затем положить ладони на песок, проговаривая слова: «Ладошки на песочек положу, пальчиками по песочку «пробегу», затем в замок, затем в кулак и ручки крепкие у нас.» Игры с песком  помогают обучающимся в автоматизации поставленных звуков. Используется упражнение «Найди и назови картинку». Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются в соответствии с автоматизируемым звуком. Похожее задание предлагается на дифференциацию звуков. Ребёнку необходимо отыскать картинки, чётко назвать их и из песка сделать стрелочки. Например, если в названии картинки есть звук [с], то стрелочка будет «смотреть вниз», потому что кончик языка опущен за нижние зубы,а если в названии картинки звук [ш], то стрелочка будет «смотреть вверх», потому что язык расположен за верхними зубами. В зоне работы с песком, учащиеся с удовольствием выполняют звуковой, звуко-буквенный анализ слов. Ребёнку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука, затем сравнить выполненный разбор с готовой схемой под стеклом. Это помогает ребёнку осуществлять самокоррекцию, анализировать выполненное задание.

С помощью простых крышек синего и зелёного цвета учащиеся выполняют упражнение по развитию фонематического слуха, учатся различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные. Например, предлагаются слова (мышка – миска, лук-люк, листы-ласты  и т. п.) детям необходимо послушать слово, выделить первый звук и с помощью чайной ложки выбрать крышку зелёного или синего цвета. На песке возможно осуществлять множество игр, направленных на развитие мелкой моторики. Например, предлагается «пройтись», «пробежать» пальчиками по дорожке, при этом учащиеся проговаривают специальные чистоговорки, речёвки, можно создать необычные узоры на песке, с помощью пинцета доставать из песка мелкие детали (пуговица, бусина, ракушка и т.п.), выполнять сортировку предметов, учащиеся с удовольствием выкладываю изученную букву, составляют слоги на песке из разных материалов. С помощью специальной деревянной палочки, учащиеся могут писать на песке буквы, слоги, слова, при этом ребёнку не страшно допустить ошибку, её легко можно исправить, а также это помогает вести работу по правильному положению руки при письме.

 Используя песок, возможно организовать занятия по развитию лексико-грамматических категорий. Например, по расширению и активизации словаря по любой лексической теме, например, «Овощи». Учащимся необходимо «посадить» огород. Детям предлагаются муляжи овощей и фруктов. Учащиеся выбирают только овощи, называют его и выполняют действие. При этом возможно формировать умение согласовывать существительное с числительным. («Я посадил одну репу, два помидора, пять кабачков»). При работе на песке, учащиеся постоянно оречевляют демонстрируемые действия, благодаря чему вырабатывается навык связного высказывания.

Нередко в нашу школу попадают дети с тяжёлыми нарушениями речи, у которых отсутствует связная речи,  дети не умеют общаться  и только в песке, они начинают «раскрываться», у них появляется желание говорить, оречевлять выполненные действия. На песке мы учимся рисовать, инсценировать русские народные сказки. Использование в работе сказок позволяет решать, наряду с задачами овладения навыком последовательного пересказа, задачи на автоматизацию поставленных звуков.  Благодаря двойному ящику, учащиеся могут читать предложение,  составлять схему  предложения на песке. По профилактике дисграфии используются такие упражнения «Допиши букву», «Собери букву, слог, слово» и т.п.

Добиться положительного результата в работе с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения можно, если наряду с традиционными занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы работы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Благодаря таким играм мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность, мелкая моторика  и координация движения рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя образовательные игры с песком , учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Песок  даёт возможность детям ощущать себя успешными и повышает работоспособность, делает занятия более продуктивными и увлекательными. Ошибки на песке легко исправить - это придаёт учащимся ощущения уверенности в себе, ученик ощущает себя успешным).  Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, а при работе с песком дети намного дольше сохраняют работоспособность.

Используя на занятиях игры с песком, было замечено, что дети лучше выполняют пальчиковую гимнастику, движения стали более  чёткими, координированными. У детей – левшей появилось больше уверенности, почерк стал ровнее, моторный навык улучшился. Наблюдения показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние учащихся, дети чувствуют себя в большей безопасности и не испытывают тревоги. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, повышается учебная мотивация. С наличием мотивации к обучению у учащихся намного быстрее формируются компенсаторные возможности, механизмы саморегуляции и самоконтроля, а это способствует появлению положительной динамики в логопедической работе.

Список литературы:

  1.  Лалаева Р.И Нарушение речи и система их коррекции у

    умственно отсталых школьников Л,1988.

  1. Липакова В. И. Характеристика и структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью средней тяжести // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. - СПб., 1996.
  2. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.
  3.  Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. – Москва , 2001
  4. Учащиеся вспомогательной школы /Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979 г.
  5. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.- СПб.: Питер,2001.г.