Танцетерапия

Здоровьесберегающие технологии благотворно влияют не только на нормально развивающихся детей, но и  на здоровье учащихся с аномалиями в развитии. В нашей коррекционной школе VIII вида  на протяжении нескольких лет во внеурочной деятельности упор сделан на танцетерапию. Дети, обучающиеся в коррекционной школе VIII вида, отличаются от сверстников. В основе их отклонений от нормы лежит диффузное поражение коры головного мозга. Выражаются отклонения нарушением соматики, координации движений, основных движений, нарушением равновесия. Можно говорить и об общем физическом недоразвитии. У умственно отсталого ребенка в отличие от нормально развивающегося ребенка  контроль за двигательными функциями, формированием произвольных движений, координированности и ориентировки в пространстве зачастую формируются с отставанием. Это не означает, что все ученики в школе имеют одинаковый характер нарушений, нет, степень выраженности нарушений физического развития у учащихся разная, что и позволяет применить танцетерапию к определенной группе детей. В последние годы из расписания исчез урок ритмики, альтернативой стали  внеурочные занятия танцами. Именно в это время мы взяли на вооружение методики танцетерапевтов. Психотерапевты, танцетерапевты, специалисты по танцевально-двигательной терапии давно уже бьют во все колокола в надежде быть услышанными.  Психолог, танцетерапевт Александра Вильвовская, анализируя особенности современной культуры, пришла к выводу, что современному человеку свойственна разделенность со своим телом. Нельзя не заметить, как проявляют радость младенцы: всем телом. Улыбаясь, они энергично работают еще руками и ногами! Эту реакцию со временем мы утрачиваем, полагая, что ничего страшного не происходит.  Нам предстоит заново воспринимать тело как ценность, научиться чувствовать его. Это проблема здоровых людей, насколько сложна она для умственно отсталого человека, т.е. человека с ограниченными возможностями, трудно даже представить. Но психотерапевты  не только ставят вопросы, они предлагают пути решения проблемы. Так психофизиолог Вита Холмогорова говорит о том, что  танец помогает наладить контакт со своим телом. Танец  дает мозгу мощные сигналы подкрепления, ощущение «я могу». Движение получилось – и мозг сразу получает положительный сигнал. В процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы: сердцебиение, дыхание, давление в сосудах, вибрации. И как только все системы начинают работать слаженно, подчиняясь единому ритму, это снимает напряжение во всем организме. В ходе занятий танцами активизируются все сенсорные системы: мы учимся одновременно слышать звуки, ощущать ритм, отслеживать движения, и за счет этого восприятие мира становится шире, объемнее. Для детей-олигофренов, правда, и здесь все сложнее: их речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности менее эффективна, чем у нормально развивающегося ребенка. При разучивании танцев мы не только повторяем движения, но и проговариваем последовательность движений. Просмотр  с детьми видеоматериала (наглядный образ), практического действия (разучивание танцевального движения), проговаривание последовательности движений (слово) помогают развитию словесно-логического мышления.

В поисках компенсаторных путей мы пришли к созданию танцевально-ритмических этюдов. Такая форма также позволяет включить в танец большее количество участников. Танцующие дети согласовывают выполнение разнообразных построений и перестроений, понимают, как влияет темп на исполнение движения, вырабатывают чувство ритма. Конечно, врожденное чувство ритма у учеников школы 8 вида развито слабее, чем у их сверстников из массовых школ,  но в ходе наших занятий наблюдается положительная динамика в  формировании этого чувства. Занятия танцами помогают  корректировать психофизические недостатки учащихся. Дети хотят танцевать, и тем, кто не обладает стройной фигуркой, неуклюж и полноват, танцевать тоже хочется, поэтому танцевально-ритмический этюд для всего класса, это наша находка и удача. У каждого в таком танце есть сольная, пусть очень небольшая партия, и никому не приходит в голову высмеивать партнера по танцу.  Танцы, ритмические движения под музыку принуждают детей соотносить себя с другими танцующими, развивать навыки общения, преодолевать себя и идти на компромиссы. Далеко не всегда, к примеру, дети способны погасить в себе агрессию самостоятельно. На помощь может прийти танец, приучающий к взаимодействию с партнерами и дисциплине. Мы вступаем в контакт с детьми и внушаем мысль, что работа в команде всех к чему-то обязывает и нельзя разрушать то, что создается общими усилиями, общим трудом. Пожалуй, стоит признать, что коммуникативные танцы в школе незаменимы, они дают детям возможность преодолеть психологическую изоляцию и повышают самооценку. В парных танцах внутреннее партнерство проявляется еще более зримо. Пары предстоит сформировать, установить с каждым из партнеров доверительные отношения и, объединив усилия, скрепить их в танец. Так что же в итоге получают дети? Чувство удовлетворения, повышение самооценки, одобрение и положительная оценка окружающих постепенно улучшают нервно-психическое состояние, эмоциональный настрой, меняют отношения коллективе.  Занятия танцами являются составной частью всей системы учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися. В ней принимают участие учителя труда, готовящие необходимый реквизит, и прежде всего учителя швейного дела, помогающие изготавливать костюмы, классные руководители, проявляющие заинтересованность в результатах своих воспитанников, администрация, беспокоящаяся за качество всей работы, родители, одобряющие активный досуг детей.

Есть ли позитивный результат от занятий танцами? Среди учащихся немало замкнутых, стеснительных, слабоориентированных на общение  детей. Занятия в парах и  группах облегчают процесс коммуникации, способствуют преодолению коммуникативных барьеров. Отмечающаяся специалистами эмоциональная зажатость сменяется осознанием своих чувств, возникновением переживаний и их проживанием. У детей, занимающихся танцами, в ходе коррекции психофизических недостатков, формируется способность придавать движениям характер, связанный с музыкальным образом. Если для нормально развивающегося ребенка такая способность – норма, то для ребенка с ограниченными возможностями здоровья это безусловное достижение, к которому может придти в ходе занятий  лишь часть детей. Л.С. Выготский многократно повторяет мысль о том, что у умственно отсталого ребенка есть сохранные психические функции, благодаря которым можно воздействовать на нарушенные и обеспечивать их компенсацию. Профессор В.В.Воронкова, долгие годы занимающаяся вопросом воспитания и обучения детей во вспомогательной школе, утверждает, что формирование мыслительной деятельности умственно отсталого ребенка способствует продвижению его в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы. Создание в школе особого микроклимата, в который включены и занятия танцами, создает возможность для формирования у учеников сложных видов психической деятельности, доказывая тем самым способность детей-олигофренов к развитию, и  является практическим подтверждением выводов педагогов-дефектологов.

Литература:

Выготский Л. С. Основы дефектологии  М. Педагогика, 1983.

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М., 1994.