Дефектологический семинар "Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы"

Цвеловская Анна Сергеевна

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_01.11.12.doc89.5 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_problemnyy_rebenok.ppt984 КБ

Предварительный просмотр:

МС (К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» г. Катав – Ивановска Катав – Ивановского муниципального района Челябинской области

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

01.11.2012 год

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

Автор: А. С. Цвеловская

«Работа с трудными детьми является проблемным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.»

В. Мясищев

Цель: 1. оказание помощи педагогам в работе с детьми, имеющими различные проблемы в обучении и поведении.

      2. активизация внимания участников мастерской к проблеме девиантного поведения и осмысление этой проблемы с позиций внутреннего мира ребенка.

Форма семинара: педагогическая мастерская

Темы для обсуждения:

  • Причины неадекватного поведения проблемных детей
  • Типизация  проблемных детей
  • Основы коррекционной работы

ХОД СЕМИНАРА:

  1. Вступление «Наши трудные дети» - презентация
  2. «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.
  3. Причины неадекватного поведения проблемных детей. Разбор педагогических ситуаций.
  4. Типизация проблемных детей.
  5. Основы коррекционной работы
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Раздаточный материал для педагогов:

*Таблица «Психокоррекционные мероприятия в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении»

*Памятка педагогам, работающим с «трудными» детьми

*Как вести себя с агрессивным ребёнком

*Как играть с конфликтным ребёнком

РЕШЕНИЕ:

  1. Изучить методический материал по теме семинара.
  2. Принять полученную информацию к сведению.
  3. Использование данного материала в работе с проблемными детьми.

Мастерская «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

Начать нашу мастерскую мне бы хотелось со стихотворения С.Давидовича, которое, я надеюсь, поможет нам настроиться на соответствующую волну:

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

Дословно «девиантное поведение» переводится как отклоняющееся, т.е. как поведение, не соответствующее общепризнанным нормам поведения. В обыденном понимании ребенок с девиантным пониманием – это так называемый “трудный, проблемный ребенок”.

Задание № 1

Проблемный ребенок в нашей школе…. Какой он?

Дайте, пожалуйста, свою характеристику проблемному ребенку с девиантным поведением, используя прилагательные. Какой это ребенок, с вашей точки зрения. Нарисуйте словесный портрет (на альбомном листе бумаги)

Мы, взрослые не любим агрессивного поведения детей. Подобные дети нас раздражают. А между тем, специалисты, изучавшие агрессивных детей, пришли к выводу: Ребёнок с деструктивным поведением, человек которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищённости, обиды…. У него часто низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом. Он думает, что это единственный путь, способствующий выживанию”

 Сегодня я предлагаю посмотреть на данную  проблему с другой стороны. До этого мы говорили о трудном ребенке с позиции наблюдателя, т.е. того, что лежит на поверхности, и ответили на вопрос: “Как?” Однако поведение – это результат предшествующего опыта. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, нужно знать ответ на вопрос: “Почему?”

Задание № 2

Формы отклоняющего поведения

В  одной коррекционной школе        опрошено 50 педагогов: «Что они считают самой вызывающей формой отклоняющего поведения проблемного ребенка в школе?»

Вот как разделились мнения:

65% считают, что это открытое  курение в школе

50% - сквернословие

42% - лживость

30%- отказ от учебы, выполнения домашних заданий

25% - прогулы уроков

13% - употребление алкоголя

Выберите, какие формы отклоняющего поведения детей, вызывающие у вас наибольшую трудность в работе,  вы поставите на первое, второе, третье место

Задание № 3

Причины неадекватного поведения проблемных детей

Причины неадекватного поведения проблемных детей, виды агрессии – презентация.

Разбор педагогических  ситуаций:

Задание. Выделите  предполагаемую причину неадекватного поведения ребенка. Ваши дальнейшие действия.

Ситуация 1.  «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле поведения у одного из учеников  Вашего класса (Сергей, 13лет).  Подросток проколол ухо, сделал наколку на руку. На уроках Сергей стал вести себя вольно,  интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком, о семье никогда не рассказывает. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке.»

Задание. Какой вид агрессии у ребенка преобладает в данной ситуации. Пути решения.

Ситуация 2. « Воспитанник детского дома на первом уроке зашел в класс  возбужденный, раздраженный; Начал вести себя демонстративно - обзывать других детей, стучать кулаком по парте»

Задание № 4

Типизация проблемных детей

Неустойчивый тип

  • Полное непостоянство, открытость.
  • Доброжелательность, безволие.
  • Болтливость, лицемерие.

Демонстративный тип

  • Демонстративность, коммуникабельность.
  • Жажда восхищения собой.Эгоцентризм, лицемерие.

Гипертимный тип

  • Повышенное настроение, оптимизм, экстравертированность.
  • Инициативность.Легкомысленность, поверхностность.

Циклоидный  тип

  • Периодические смены настроения, неуравновешенность.
  • Непоследовательность.

Возбудимый  тип

  • Агрессивность. Злопамятность.
  • Взрывчатость.
  • В эмоционально спокойном состоянии – добросовестны, аккуратны, любят детей, животных

Конфортный  тип

  • Зависимость от группы.
  • Исполнительность.
  •   Дружелюбие, покладистость.
  • Безволие, несамостоятельность.

Замкнутый  тип

  • Интровертированность.
  • Серьёзность.
  • Устойчивость интересов.
  • Замкнутость, рассудочность.

Лабильный   тип

  • Крайняя изменчивость настроения.
  • Непоследовательность.
  • Нерешительность.

Астенический  тип

  • Скромность. Склонность к ипохондрии.
  • Аффективные вспышки, незлопамятность.
  • Повышенная утомляемость, раздражительность.

Сензитивный  тип

  • Чувствительность, впечатлительность, робость, застенчивость.
  • Мнительность, замкнутость.

По таблице определите тип проблемных детей, обучающихся в нашей школе, прочитайте  рекомендации, что можно добавить: 1 группа-неустойчивый тип, демонстративный тип. 2 группа – возбудимый тип, астенический тип

Задание № 5

Основы коррекционной работы

В  одной коррекционной школе опрошено 50 педагогов: «Какой вид коррекционной помощи они считают самым действенным?»

Вот как разделились мнения:

63% - работа психолога

56% - работа с семьей

48% - медицинская помощь

45%- индивидуальная работа с учеником

24% - разработка системы поощрения и наказания

Какие виды коррекционной помощи вы считаете самыми действенными? Обоснуйте свой ответ.

Рефлексия

Каждый участник выбирает лепесток и приклейте к серединке, если: сегодня работа для вас была полезной – зеленый лепесток, если работа не принесла вам новой информации – желтый лепесток, ничего полезного – красный лепесток.

 

Большинство детей, которые обучаются в коррекционной школе, не самостоятельны, имеют проблемы в общении, склонны к различным патологическим привычкам. Если говорить об эмоциональной стороне, то чаще эмоциональный фон таких детей снижен:

- они испытывают страхи,

- часто бывают в плохом настроении,

- проявляют капризность, угрюмость,

- проявляют агрессивность, либо просто пассивны.

    Все это говорит о том, что ребенок испытывает глубокие внутренние проблемы. В нашей работе мы сталкиваемся с тем, что у детей имеются нарушения в поведении. Нарушения в поведении проявляются как демонстрация своей внешности, агрессивность, протест, нарушение дистанции в общении и т.д. Коррекция девиантного поведения является сложным процессом в реабилитации.

    У многих детей не было положительного опыта общения, это отразилось на их взаимодействии с обществом. Действия этих детей носят противоречивый характер. Чаще всего закрепляется неэффективная модель, например, способ агрессии, та, которую ребенок видел и усвоил.

Один и тот же прием может быть успешным – дать положительный результат при работе с одним ребенком и не дать никаких результатов при работе с другим, т. к. проблемы вызваны различными причинами. Поэтому необходим индивидуальный подход. Если спросить ребенка: «Почему ты так себя ведешь?» - вряд ли услышим верный ответ, т. к. ребенок всегда желает быть хорошим, и он будет защищаться, оправдываться. Поэтому необходимо наблюдение, ответьте на вопросы:

- когда и с какой периодичностью проявляется такое поведение,

- что предшествует такому поведению,

- есть ли определенная закрепленная модель поведения,

- кто обычно присутствует или не присутствует в это время,

- реакция окружающих усиливает или ослабляет плохое поведение,

- какая реакция ребенка при использовании различных приемов.

Эти ответы помогают прояснить проблему, ее особенность и причину.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши «трудные» дети

Слайд 2

Вот он сидит перед нами, взгляните… Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити. Словно стена, без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… Поздно учли… Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли… С. Давидович

Слайд 3

Проблемный ребенок в нашей школе… какой он? Задание 1. Нарисуйте словесный портрет проблемного ребенка

Слайд 4

Формы отклоняющего поведения (опрошено 50 педагогов одной из коррекционной школы)

Слайд 5

Каковы же причины неадекватного поведения учащихся? Причина первая – борьба за внимание . Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия. Причина вторая – борьба за самоутверждение . Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Причина третья – желание мщения . Ребенок может мстить: - за сравнение не в его пользу ; - унижение друг друга членами семьи; - разводы и появление в доме нового члена семьи; - несправедливость и невыполненные обещания; - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу. Причина четвертая – неверие в собственный успех , обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

Слайд 6

Неуважение к личности ребенка Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями педагогов в адрес ребенка

Слайд 7

Чрезмерный контроль или отсутствие его Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Слайд 8

Запрет на физическую активность Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Слайд 9

Личный отрицательный опыт

Слайд 10

Эмоциональная нестабильность Настроение ребенка может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Слайд 11

Недовольство собой Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

Слайд 12

Повышенная раздражительность Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

Слайд 13

Влияние продуктов питания За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.

Слайд 14

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен.

Слайд 15

Виды агрессии

Слайд 16

Типизация проблемных детей Неустойчивый тип Демонстративный тип Гипертимный тип Циклоидный тип Возбудимый тип Конфортный тип Замкнутый тип Лабильный тип Астенический тип Сензитивный тип

Слайд 17

Виды коррекционной помощи (опрошено 50 педагогов одной из коррекционной школы)

Слайд 18

Рекомендации по общению с агрессивным ребенком Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Слайд 19

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Слайд 20

3. Контроль над собственными негативными эмоциями . Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд 21

4. Снижение напряжения ситуации не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу"); не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей; не использовать физическую силу; не втягивать в конфликт посторонних людей; не настаивать на своей правоте; не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу .

Слайд 22

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

Слайд 23

6. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Слайд 24

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

Слайд 25

8. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”. изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Слайд 26

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

Слайд 27

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.

Слайд 28

Рефлексия Работа для вас была полезной – зеленый лепесток Работа не принесла новой информации – желтый лепесток Работа не принесла ничего полезного – красный лепесток

Слайд 29

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!