«Социализация учащихся со слуховой депривацией через внеурочную деятельность в условиях школы- интерната»

Алхимова Любовь Владимировна

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. В повседневной жизни, в повседневных контактах воспитанники не могут получить этот опыт, следовательно,  нужно создавать особое образовательное пространство для решения социальных проблем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алхимова Любовь Владимировна

Социализация учащихся со слуховой депривацией через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната

Сведения об авторе: Алхимова Любовь Владимировна, учитель музыкально-ритмических занятий МКОУ» Ш-И №18», 652470, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область.

Ключевые слова: слуховая депривация, внеурочная деятельность, социализация в обществе.

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. В повседневной жизни, в повседневных контактах воспитанники не могут получить этот опыт, следовательно,  нужно создавать особое образовательное пространство для решения социальных проблем.

Американский ученый Роберт Мак отметил: «Для того, чтобы просто существовать нормально слышащему ребенку требуется четыре объятия в день, для глухого же – двенадцать». А это значит, каждый педагог должен быть более чутким в 3 раза, более добрым, более терпеливым и внимательным, доступным для детского понимания.

Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта.Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Необходимо создать такие условия, при которых воспитанник самостоятельно смог бы решать свои проблемы.

Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях школы-интерната. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

Мы понимаем, что навыки общения (взаимодействие с людьми разных возрастов, представителями различных социальных групп), умение разрешать конфликты, обращаться за помощью к другим, опыт пребывания в различных жизненных ситуациях также являются необходимыми компонентами жизненной компетентности.

Анализируя результаты воспитательной работы, мы видим качественное влияние проблемы глухоты на особенности развития социальных возможностей воспитанников интерната. Следовательно, в повседневной жизни, в повседневных контактах воспитанники не могут получить этот опыт, поэтому нужно создавать особое образовательное пространство для решения обозначенных выше задач.

Начиная каждый новый учебный год, мы прежде всего выявляем склонности, интересы, увлечения, способности детей и затем выстраиваем учебно-воспитательную работу, так как без позитивного отношения ребёнка к себе, без уверенности в своих силах невозможно полностью реализовать способности.

За последние десять лет в школе-интернате создана своя система планирования внеурочной деятельности, включающая в себя опорно-четвертные, традиционные дела и деятельность учащихся в разных направлениях:

  • здоровье (навыки ЗОЖ, санитарно-гигиенические нормы);
  • социализация (освоение нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни, расширение сферы общения, развитие межличностных отношений);
  • труд (общественно-полезный труд, экономические знания и др.);
  • учение (интеллектуальное воспитание и развитие);
  • культура (нравственная: общечеловеческие ценности, эстетическая, правовая, культура общения, поведения, внешнего вида);

  • семья (нравственный опыт поведения, уважение к старшим, навыки ведения хозяйства)

Основная задача работы по данным направлениям - включение воспитанников в деятельность, обеспечивающую возможность формирования высших форм сотрудничества, при которых создаются условия для полноценной интеграции в общество слышащих и проявление творческих способностей.

Очень важным звеном внеклассной работы являются детские праздники, которые в школе традиционно устраиваются в конце каждой четверти. К праздникам дети готовятся с удовольствием, с гордостью приглашают на них родных и знакомых, очень ждут их приближения. Переоценить воспитательное значение этих событий в школьной жизни невозможно.

Надо отметить, что приобщение всех детей к искусству, прежде всего концертно-театральной деятельности, является важным звеном в воспитательной системе нашей школы.

В школе существует традиция организации театрализованных представлений, которые проводятся силами как отдельных групп учеников, так и учеников совместно с учителями. Представления, в которых участвуют и воспитанники, и учителя, имеют значение для создания общей творческой атмосферы, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. В таких мероприятиях, как правило, принимают участие воспитанники разных классов, что позволяет воспитать навык создания временных творческих коллективов. Таким образом, в течение года в подобных мероприятиях принимает посильное участие практически каждый школьник и каждый учитель.

Если рассматривать жизнь внутри интерната как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум». Воспитанники школы-интерната имеют возможность общаться с представителями различных общественных организаций. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду сверстников. Это обеспечивается занятиями учащихся в спортивных секциях легкой атлетикой при Спортивном комплексе «Юность», в кружках по интересам при Детском  эколого-биологическом центре имени. Г.Н. Сагиль. Всё это позволяет расширить

кругозор детей, способствует расширению коммуникативных навыков детей, перед ними раскрывается окружающий мир.

Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе. Исходя из наших условий и возможностей, нам удалось увлечь детей изобразительной деятельностью, вязанием, работой с бисером, с кожей и бросовым материалом, аэробикой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Мы считаем, что привычка быть занятым должна укрепиться у детей на всю жизнь. И мы должны им в этом помочь.

Таким образом, роль дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе огромна. Во-первых, на занятиях хореографии, жестовой песни, аэробики, рисования учащиеся раскрывают свой творческий потенциал; в спортивных секциях совершенствуют свои физические возможности, укрепляют здоровье. Во-вторых, дополнительное образование оказывает большое влияние на развитие внеурочной деятельности, у детей воспитывается потребность быть постоянно занятыми.

Мы очень внимательно следим за тем, как меняются интересы детей с возрастом, у них появляются новые увлечения, и мы стараемся привлечь соответствующих педагогов в наше учреждение.

Создание активной жизненной среды, в которой развивается глухой ребенок, помогает самоутверждению и самореализации. Важно то, чтобы для него было создано пространство, в которое вошли бы все стороны его жизни.

Уже 15 лет  в школе функционирует кружок жестового пения «Вдохновение». Ребята с большим интересом занимаются в этом кружке. Был разработан план взаимодействия группы жестового пения «Вдохновение» с учреждениями социума с целью объединения ресурсов и усилий для формирования успешной социализации детей с нарушением слуха.

Задачи этого плана- координация усилий всех учреждений образования, культуры, социальной среды на развитие детей их интересов и способностей. Обеспечение каждому ребёнку возможностей максимальной самореализации в

социуме. Расширение творческого потенциала детей. Формирование положительного имиджа школы. Участники группы «Вдохновение» постоянные гости в доме «Милосердия» Такие выступления позволяют раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным.

 Мы расширяем воспитательное поле школы, включая школьников в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное  признание. Это выступления и победы на областных, Всероссийских  конкурсах и фестивалях «Лучики Надежды», «Рождественские встречи друзей», «Мы слышим сердцем», « Утренняя звезда» и др. Кроме этого, наши выпускники имеют активную жизненную позицию, поступают в учебные заведения, создают семьи. Все это стимулирует дальнейшее развитие и творческую активность.

Мы считаем, главной задачей школы, на сегодня, чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.

Список литературы

1.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / М.: Аркти,2003 г

2.Леонгард Э.И.,Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации глухих и слабослышащих  детей / М.: Просвещение, 2000г.

3. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.  /Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218