МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, СУРДОПЕДАГОГА. (из опыта работы).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, СУРДОПЕДАГОГА. (из опыта работы).

Демина О.А. учитель-дефектолог

 «Школа – интернат № 18» г.Рязань.

         В школе наряду с учителями-предметниками с  детьми работают учителя-дефектологи, сурдопедагоги. Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики, существует несколько дефектологических специальностей: сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги. В школе I – II  вида специалист дефектологического профиля – это сурдопедагог.

         Учитель-дефектолог-это специалист, который занимается обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих особые образовательные потребности. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые без организации особых образовательных условий не смогут освоить общеобразовательную программу  школьного образования. Сурдопедагог – это учитель, который специализируется в области обучения и воспитания детей с нарушением слуха (неслышащих и слабослышащих).

          В  задачи работы сурдопедагога входит:  развитие слухового восприятия, постановка и коррекция звукопроизношения,  развитие речи и коммуникативных умений, обучение умению слушать и говорить ребенка с нарушением слуха. В школе оборудовано пять слуховых кабинетов. В кабинетах достаточно наглядного и дидактического материала, методическая литература, набор звучащих предметов, музыкальных игрушек и инструментов. Весь образовательный процесс в школе несет коррекционно-развивающую направленность и проявляется это в первую очередь в использовании специальной звукоусиливающей аппаратуры.

         Работа учителя-дефектолога начинается с обследования ребенка. Обследование слухового восприятия и произносительных навыков проводится три раза в год: в начале учебного года –входящая диагностика, в конце первого полугодия – промежуточное обследование и в конце учебного года подводятся итоги работы за год. Показатели уровня развития речевого слуха показывают положительные результаты, но часто бывает и так, что в начале учебного года показатели резко падают. Это объясняется тем, что ребенок, который воспитывается в неречевой среде дома (неслышащие родственники и соответственно общение в кругу неслышащих) получает недостаточно речевого общения и теряет полученные навыки.

         Сурдопедагог проводит индивидуальные и фронтальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательным маршрутом ребенка. Кроме того, в учебный план включены музыкально-ритмические занятия и занятия в сенсорной комнате.

         Учебный предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия)  – одна из форм развития слухового восприятия. Проводятся в период всего обучения детей в школе. Содержание занятий определено в программе. На индивидуальных занятиях осуществляется формирование речевого слуха, развитие слухо-зрительного восприятия устной речи, обучение произношению. В процессе специальной коррекционной работы происходит развитие личностных универсальных учебных действий детей: их мотивации к овладению устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми, формирования речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии  и воспроизведении устной речи.

         Занятие состоит из двух частей: формирование произносительной стороны речи и развитие речевого слуха.   Сочетание работы  диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь слухового и речедвигательного анализаторов содействует более быстрому усвоению получаемых умений и постепенному переходу их в навыки. Содержание занятий по формированию произносительной стороны речи является вариативным в зависимости от речевого развития ребенка. Вторая часть индивидуального занятия  отводится развитию слухового восприятия. Ребенок учится воспринимать различный речевой материал (звуки,слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различныхусловиях:

-в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал голосом разговорной громкости;

-в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету).

         Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей.

         Учебный предмет «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия). На этих занятиях у учащихся развиваются навыки социокультурной адаптации, регуляции поведения, совершенствования навыка устной коммуникации. На фронтальных занятиях учащиеся воспринимают звучания самого различ­ного характера, иногда именно здесь ребенок впер­вые знакомится со всем многообразием звучащего мира.

         Музыкально-ритмические занятия - одна из форм организации развития слухового восприятия. Задача этих занятий – развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевыми и другими моторными компонентами. Они способствуют развитию у детей  эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Содержанием обучения является развитие двигательных навыков под музыкальное сопровождение, восприятие несложных музыкальных произведений, воспроизведение простейших музыкальных ритмов. Музыкально-ритмические занятия способствуют всестороннему развитию, более полноценному формированию личности.

         Занятия в сенсорной комнате. Главной целью современного личностно-социально ориентированного образования является создание условий для развития и осознания ребенком  своего субъективного опыта, индивидуально-личностных способностей, психолого-педагогическая поддержка детской индивидуальности, развитие творческих способностей, социальная адаптация. Сенсорная комната – помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее мягко работать педагогу со своими подопечными.  Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, иинтерактивным оборудованием. Сенсорная комната обеспечивает ребенку совершенно особенный опыт, который он не может приобрести в повседневной жизни. В комнате создана обстановка, при которой сенсорное воздействие на различные  органы чувств (зрение, слух, тактильность, обоняние) обеспечивает улучшение восприятия воспитанников.

         Развитие слухового восприятия и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны осуществляется в ходе всегообразовательно-коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды. Учащиеся систематически и целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи. В условиях слухоречевой среды формирование произносительных навыков осуществляется на общеобразовательных уроках.  Общеобразовательный урок – основная форма организации учебной деятельности в школе 1-2 вида. Поэтому развитие слухового восприятия осуществляется на любом уроке.  Фонетическая зарядка – одна из форм организации работы над произношением на общеобразовательном уроке. Ее основной задачей является закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада. Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, ударением, нормами орфоэпии. Фонетическая зарядка проводится на первом уроке в течение 3-5 минут, все упражнения выполняются фронтально, содержание зарядки определяет учитель-дефектолог, работающий в классе. Деятельность учителя-дефектолога и учителя-предметника объединяет тетрадь связи - в каждом классе ведется такая тетрадь, в которой фиксируется речевой материал для автоматизации произносительных навыков.

         Соблюдение единого слухо-речевого режима предполагает развитие речевого слуха на внеклассных занятиях. Задача внеклассного мероприятия – закрепление и развитие приобретенных умений и навыков в ходе учебных занятий. Материал для развития слухового восприятия  и формирования произношения включается в свободную речевую и слуховую деятельность, расширяется представление о мире окружающих звуков, вырабатываются ориентировки в звуковой среде. Развитие слухового восприятия во внеклассное время может осуществляться в двух направлениях: в ходе выполнения любых режимных моментов и в ходе специально организованных мероприятий.  Как подведение итогов работы за год в конце каждого учебного года в школе проходит итоговая речевая конференция.  В ней принимают участие все учителя-дефектологи  школы, подводят итоги за прошедший год, делятся опытом работы. Учащиеся всех классов принимают активное участие в речевом празднике – итоговом внеклассном мероприятии.

         На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. Коррекционная работа с такими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Учитель-дефектолог, сурдопедагог является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку, наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха– одна из важнейших составляющих успешности их обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

1.     Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., 2004.

2.     Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. – М., 1991.

3.     Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001.

4.     Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих учащихся. – М., 2017.