Доклад на семинаре по дефектологии:«Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в условиях школы –интерната»

Митрошина Ольга Григорьевна

В работе отраженымоменты формирования жизненной компетенции у детей с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhiz.kom_etot_chitala.docx56.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре по дефектологии:«Формирование жизненных  компетенций у детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в условиях школы –интерната» Подготовила:Митрошина О.Г
В Российской Федерации, в последнее время продолжают развиваться процессы гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находят место вопросы по формированию жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью.

Ратификация Россией ряда международных документов, (Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971, Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975, Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996, а так же требования родителей и изменившееся отношение общества к детям-инвалидам - всё это позволило расширить систему помощи данной категории умственно отсталых детей по формированию жизненно важных компетенций.

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособными и могут быть в определенной степени полезны обществу.

В соответствии с Образовательным Стандартом наш педагогический коллектив специальной (коррекционной) школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с интеллектуальной недостаточностью более успешно интегрироваться в окружающую среду. Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Цель: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Компетентность - эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.  Компетентность в сфере образования у детей с умственной отсталостью приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет   собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный аспект - это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в

деятельности.

Субъективный аспект - характеризуется положительной мотивацией к данной

деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

Жизненно- важные компетенции - это качественный набор умений умственно отсталых детей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному и растительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувства сострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умение сотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новым условиям.

В процессе непосредственно образовательной деятельности дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно- важных компетенций.

При работе с детьми педагоги школы формируют компетенции:

ценностно-смысловые;

учебно-познавательные

информационные;

коммуникативные;

социально-трудовые.

Школьники с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Что доказывает успешные примеры выпускников нашей школы.Многие трудятся в разных сферах производства,живут семьями,растят детей(примеры о Зеленцове,Николаеве) Формирование жизненно- важных компетенций у наших детей с умственной отсталостью осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания.

Обучение ведется по специально разработанному учебному плану на основе существующей программы.

В I - IV классах формируются знания об окружающем мире, происходит обучение грамоте, счёту, прививаются навыки самообслуживания, предметно-практической деятельности.

В V - X классах продолжается обучение общеобразовательным предметам. На смену предметно — практическому обучению приходит предмет «Социально - бытовая ориентировка». Осуществляется трудовая, а затем и допрофессиональная подготовка учащихся.

Основная задача школы — подготовить учащихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме. На это направлено трудовое обучение, учебная деятельность и воспитание школьников.

Обучение отвечает потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Дети могут проявлять старательность и усидчивость, педагоги их учат планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.

При планировании уроков, педагоги учитывают значимость формируемых компетенций, стремятся к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится на уроке и где сможет применить полученные знания.

Объяснение материала строится так, чтобы ученик понял, как действовать, получая удовлетворение от умственного и трудового процесса, чтобы в конце урока могли оценить результат труда, его практическую значимость.

Систематическое выполнение заданий способствует формированию таких . нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов деятельности. Без ощущения радости от выполненной работы, невозможно достижение плодотворных результатов. Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях. Конечно, мы с вами понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.

Но конечной целью работы всего педагогического коллектива по формированию жизненно- важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества.

Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Поэтому формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка выступает на первый план.

Практика работы показывает, что воспитанники сиротских учреждений не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, практических умений и навыков о взрослой, самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Дети растут и развиваются в "лабораторных" условиях, поэтому, выходя в "большой" мир, ребенок, овладев теоретическими знаниями, не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми в разных ситуациях. К тому же, в силу специфических условий у детей вырабатывается стиль "Я - сирота, мне положено, Мне должны дать...".

Выходя из сиротского учреждения, ребенок начинает понимать, что мир ему ничего не должен. Отработанная система - рушится.

Ограничение детей в контактах, выключение из естественного быта людей, ведет к тому, что более половины воспитанников через несколько лет оказываются в самых низах общества.

Зная и понимая сложный процесс социального развития ребенка, овладение им опыта социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности и жизненно- важные компетенции, возникает вопрос: "Как эффективно, в системе обеспечить воспитание этих ценностей?"

Работа по формированию жизненно важных компетенций в школе-интернате

организована  по режиму. Основная цель работы педколлектива - отработка жизненно- важных моментов, компетенций в условиях школы-интерната. В ней все очень просто: обозначены дни недели и направления:

начало дня

столовая

спальни, игровые

туалетная комната

личные вещи и их хранение

учебная деятельность

внеурочная деятельность

самоподготовка

вечерний туалет

Над формированием жизненно важных компетенций работает не один педагог или воспитатель, а все специалисты школы-интерната, помогая при этом друг другу, дополняя друг друга.

Приходя на смену, педагог знает, чем будем занимать детей в течение дня, работая над всесторонним развитием личности.

Организация конкретной помощи.

Воспитатель, готовясь к рабочему дню, включает в план работы те направления, которые соответствуют дню недели его выхода на смену.

Сохранение психического здоровья.

Планируя работу на день, воспитателю надо продумывать тот или иной вид деятельности, который он должен организовывать в течение дня, ему необходимо  определить основные формы и методы организации.

Педагог конкретно знает, на какие жизненно- важные бытовые моменты он должен обратить особое внимание и научить этому воспитанников.

Детализация бытовых жизненно- важных вопросов дня.

В течение смены каждым воспитателем отрабатываются умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения верхней одежды, обуви, качественного выполнения домашнего задания, наличия и маркировки полотенец, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояния кроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т. д.,.

Происходит практическая отработка отдельных элементов.Большое внимание уделяется таким темам, как

"Семья",  "Мое поведение", "Культура поведении в столовой" и т.п.Планируют работу,учитывают разделы сбо,которых 13. Программа раскрывает следующие основные разделы курса СБО:

Личная гигиена

Одежда и обувь

Питание

Семья

Культура поведения

Жилище

Транспорт

Торговля

Средства связи

Медицинская помощь

Учреждения, организации и предприятия

Экономика домашнего хозяйства

Трудоустройство

  . Каждый педагог включает в  план работы   метод и форму для отработки практических умений и навыков например,:сервировка стола,утюжка брюк,пришивание пуговиц и т.д. По направлению - формирование культуры поведения за столом, контролируется соблюдение гигиенических правил приема пищи. Координация деятельности и взаимодействие всех структур по формированию жизненно- важных компенетций.

На планерке, при директоре, анализируется результативность работы всех структур о предыдущем дне и оглашается взаимодействие педагогического коллектива в течение очередного рабочего дня.

Те основные моменты, которые прослеживаются в планах педагогов, обсуждаются на семинарах воспитателей и  по дефектологии, педсоветах,методобъединениях. (как лучше, эффективнее организовать эту работу). Этот прием используется с целью самосовершенствования детей. В помощь воспитанникам предлагаются памятки, инструктажи, таблицы по выполнению того или иного дела.

Главный и основной принцип, лежащий в основе этого приема - поручил - проинструктировал - проверил - оценил. По толкованию этих понятий, воспитателем ведется постоянная работа.

Ежедневная, кропотливая работа развивает в детях чувство ответственности, организаторские способности, умение сделать анализ, добиваться намеченной цели.

Планомерная и системная работа по формированию жизненно- важных компетенций всего педагогического коллектива приводит к качественным изменениям личности воспитанников в вопросах организации быта:

педагоги меньше напоминают воспитанникам, что после сна необходимо выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, быть красиво и опрятно одетым в школу. Большинство дети это делают самостоятельно.

Культура поведения за столом, прием пищи, сервировка стола, самообслуживание, самоподготовка –должна быть  доведена до автоматизма.

Порядок, эстетическое оформление своей спальни, бережное отношение к мягкому инвентарю, порядок в шкафах, внешний вид покрывал и наволочек –должно стать  жизненно - важной потребностью для воспитанников.

Умение пользоваться и держать в чистоте и порядке, бережно относиться к туалетным принадлежностям и моющим средствам, -неотъемлемая часть организации повседневной жизни.

Не все воспитанники знают и умеют ухаживать за своей обувью, стирать и хранить

нательное белье, постоянно пользотся носовыми платками, индивидуальными

расчёсками. Аккуратность, бережливость, чистоплотность привается ежедневно  идолжна присутствовать у  всех детей.

Организация самоподготовки – должна доведена так же до автоматизма.

Првивается самостоятельность в организации пришедших в детей из числа «домашних». Они знают как вести себя в школе, на уроке, на переменах, в столовой, как убрать свои вещи, заправить кровать, почистить зубы.

Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для ученика знаниями, умениями, навыками,

способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей и

становлению личности в целом.

Спецификой обучения и воспитания умственно отсталых детей в школе- интернате являются:

1.Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;

2.Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;

3.Дифференцированный подход, 4. Дозировка учебных нагрузок;

5.Применение специальных форм и методов обучения;

6.Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;

7.Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;

8.Работа с детьми «группы риска», «трудными» детьми.

9.Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;

10.Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;

Эти направления взаимодействуют в коррекционно-развивающей и учебно- воспитательном процессе, дополняют друг друга.

Педагогический коллектив школы-интерната с целью коррекции профессиональной направленности учащихся направляют свою работу на:

-предоставление информации о путях образования и приобретения профессии учащимися после окончания школы-интерната;

- индивидуально-профилактические и групповые занятия, разъяснительные беседы по формированию оптимистического отношения к профессиональному будущего;

-знакомство девятиклассников с различными профессиями, воспитывая уважительное отношение к ним, как социально равноправных;

- организация экскурсий на предприятия города ;

-формирование у подростков жизненных навыков на основе здорового образа жизни;

-формирование компенсаторных возможностей в развитии для обеспечения оптимальной интеграции в современное общество.

Для этого широко используются нетрадиционные формы работы: деловые игры, анкетирование, тестирование, консультирование, экскурсии, выставки изделий изготовленных на уроках трудового обучения и кружках. ЧТО НАГЛЯДНО вы видели не созвездии.

Большинство  выпускников школы-интерната продолжают учебу в профессиональных учебных заведениях,к сожалению ,преимущественно  не из тех профессий, из которых они получили знания и навыки в школе-интернате.

Формирование жизненно- важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников

образовательных отношений.

Конечная цель слаженной работы специалистов школы - достижение максимально возможных положительных результатов в формировании жизненно- важных компетенций.

           Жизненные компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья  представляют собой прогнозируемые результаты образования, включающие совокупность знаний и представлений ребенка об объектах и явлениях окружающей действительности и о способах действия с ними; умений и навыков практического и оперативного применения полученных знаний при решении конкретных жизненных задач; опыта использования приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности и как способность к расширению знаний и формированию новых умений.Для совершенствования сведений по курсу сбо учителем сбо разработаны методические пособия:

1. Нестандартные сценарии  активирующего общения для детей с ОВЗ на уроках сбо по теме: «Семья»( дидак.разработка)

2.РЕКОМЕНДАЦИИ

 «Совершенствование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассной(воспитательной) работе»

 Структурно–графическая модель жизненных компетенций и компонентный состав представлены на рис. 1. (В.А.Бородина)

 

Рис.1. Структурно- графическая модель жизненных компетенций: компонентный состав

             Для оценки сформированности компонентов жизненных компетенций детей могут  быть использованы критерии, показатели, представленные в табл. 1.

          Критерии и показатели сформированности жизненных компетенций как результата образования детей с ОВЗ

Требования

Компоненты ЖК

Критерии оценки

Показатели сформированности ЖК

Что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования

Когнитивный

Осознанность

Знает и понимает

- основные теоретические положения, понятийный аппарат и терминологию предметной области  компетенций;

- выделяет в структуре формируемой деятельности общезначимые действия и операции

Что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике

Деятельностный

Освоенность

Умеет

-применять свои знания и понимания в практической деятельности, сопровождая умственным контролем действий;

- уверенно выполнять действия без внешних ориентиров; давать словесный отчет о выполняемых действиях;

- осуществлять поиск необходимой информации и ее обработку

Насколько активно, свободно и творчески он их применяет

Рефлексивный

Критичность

 Способен самостоятельно

- увеличивать значимую информацию, оценивать ее по критерию полноты и достаточности;

- самостоятельно оценивать результативность и эффективность собственной деятельности;

- творчески использовать опыт собственной деятельности в новых условиях

           Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Следовательно, развитие жизненной компетенции учащегося – актуальная задача.Про сбо (из практики) 5кл.Вредные привычки, об обуви,адрес на конверте.  6кл.приготовление блюд из картофеля(отрабатывается навык чистки).7классс (Получение паспорта)8класс(Химчистка.Презентация,моделирование ситуаций.Уход за кухней,унитазо,ванной,Выбор моющих и чистящих средств.Уход за грудным ребёнком.)9классДелоыве бумаги.(Анкеты.Заявления.Диетическое питание.)

Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки учащихся в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса вспомогательной школы. На уроке учитель дает учащимся определенную систему знаний и начинает формировать социально-бытовые умения и навыки. Задача воспитателя — дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в интернате дети осуществляют повторение, закрепление, расширение знаний, полученных на занятиях по СБО, автоматизируют умения, формируют полезные привычки и нормы поведения. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО. Она имеет свои задачи, формы и методы.

На уроке учитель начинает формировать определённые социально-бытовые умения, а задача воспитателя обеспечить включение осваиваемых видов работ в повседневную деятельность учащихся. Работа воспитателя и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах. Воспитатели должны быть хорошо знакомы с программой СБО. В своих планах на день, на четверть воспитателю необходимо предусматривать связь с обучением, которая осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.

 Рекомендации педколлективу .Задача вспомогательной школы - создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни. Обеспечение таких условий в школе-интернате возможно при создании социально-бытового комплекса, в состав которого входит следующее:

специально оборудованный кабинет СБО;

помещение, оборудованное по типу домашнего (квартира);

специально оформленные комнаты, в которых учащиеся находятся с воспитателями после учебных занятий.

В каждой групповой комнате выделено несколько таких уголков (зон): зона кухни, зона отдыха, зона личной гигиены, зоны творчества, зона медицинской помощи, зона сферы услуг и зона подсобных помещений для хранения необходимого оборудования. Каждая зона оснащена необходимым оборудованием.

Внеклассные занятия, проведённые в таких условиях, носят чёткую практическую направленность, предусматривают различные виды деятельности, предоставляют возможность воспитателю развивать и закреплять практические умения учащихся. Такие занятия стимулируют развитие интереса учащихся к бытовой деятельности.

Наличие оборудованных подобным образом помещений и целенаправленная работа воспитателя в значительной мере способствуют эффективной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

 Поэтому необходимо в процессе обучения создавать такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность была нужна ему самому и окружающим людям Формирование учебной мотивации учащихся длительный процесс. На каждом уроке необходимо обращать внимание на эту сторону процесса обучения. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.

Мотивационный цикл на уроке.

1-й этап: возникновение мотивации.

2-й этап: подкрепление и  усиление, возникшей мотивации.

3-й этап: мотивация завершения.

Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.

Говоря о результатах мониторинга жизненной компетенции, необходимо вспомнить в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.Диагностика – это способ изучения процесса, явления и т.д. с целью выявления или установления состояния процесса, явления и т.д.Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Приложение №1

Мониторинг динамики развития навыков жизненной компетенции у обучающихся

9класса 2018 /2019 учебного года

Фамилии уч-ся

Волков

Козлов

Линёва Л.

Линёва Н.

Мамедова

Паршуткин

Шишков

Юлина

I.Cформированность навыков ЗОЖ

Выс.

Сред

ний

Выс

Выс

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

Сре

дний

II.Cоциальная адаптация (выполнение режима)

Выс

Сред

ний

Выс

Выс

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

III.Коммуникативные навыки (речевая культура)

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

Сред

ний

Низк.

Сред

ний

Сред

ни

IV. Учебная мотивация:

Сред

ний

Низк.

Сред

ний

Сред

ний

Низк.

Низк.

Низк.

Низк.

V. Социальная активность:

Сред

ний

Низк.

Сред

ний

Сред

ний

Низк.

Низк.

Низк.

Низк.

VI.Сформированность навыков социальной адаптации:

Сред

ний

Низк

Сред

ний

Сред

ний

Низк

Низк

Низк

Низк

 VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:

Низк

Низк

Сред

ний

Сред

ний

Низк

Низк

Низк

Низк

Параметры  

0 баллов ― низкий уровень;

1 -2 балла ―средний уровень;

3 балла – высокий уровень

I. Сформированность навыков здорового образа жизни:

«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов

«2» – знает правила, но не имеет практических навыков

«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков

«4» – знает правила, но не выполняет на практике

«5» – знает правила, но часто нарушает

«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями

«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)

«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – оказывает помощь товарищам

II. Социальная адаптация:

«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания

«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно

«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания

«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле

«5» – ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)

«6» – избирательное отношение к режиму

«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле

«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – осознанно соблюдает режим

III. Сформированность коммуникативных навыков:

«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)

«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении

«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен

«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения

«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации

«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»

«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей

«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания

«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен

«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения

IV. Учебная мотивация:

«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе

«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что-либо

«3» – выполняет домашнее задание по настроению

«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями

«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности

«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого

«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого

«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи

«9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками

«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно

V. Социальная активность:

«1» – неумение организовать свой досуг

«2» – является негативным лидером

«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)

«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению

«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр

«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания

«7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием

«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети

«9» – является активным участником происходящего

«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других

VI. Сформированность навыков социальной адаптации:

«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)

«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приёма пищи и культуры поведения за столом, не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить

«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит

«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приёме пищи и т.п.

«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать

«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного

«7» – при частичном контроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям

«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании

«9» – выполняет все действия самостоятельно

«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности

VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:

«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка

«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения

«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие

«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности

«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие

«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие

«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих

«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм

«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам

«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.

Характеристика уровней учебной мотивации.

 Высокий уровень.

Ребенок положительно относится, к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усва легко, полно овладевает программой, прилежен, всегда внимате слушает указания учителя, выполняет поручения без внеш1 контроля, проявляет интерес к самостоятельной работе по вс предметам, поручения выполняет охотно. Как правило, занимает благоприятное статусное место в классе.

 Средний уровень (норма).

Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе, требует контроля. Может быть сосредоточен на интересе.

 Низкий уровень.

К школе часто относится отрицательно, безразлично. Нарушает дисциплину, учебный материал усваивает фрагментарно. К самостоятельным занятиям интереса не проявляет, к урокам готовится не регулярно, требует постоянного контроля и помощи, нуждается в паузах, пассивный, близких друзей в классе, как правило, нет.

 Критический уровень.        (

Учебный материал усваивает с трудом, овладевает минимальными знаниями, не старателен, не внимательно слушает указания учителя, выполняет поручения только после многочисленных напоминаний, самостоятельную работу выполнять не может.

Причины:

несовершенство педагогической деятельности,

неблагоприятные социально-бытовые условия,

отклонения в психическом и физическом развитии,

непонимание детьми специальной позиции учителя, его профессиональной роли.

Приложение №2.

Уровни

учебной

мотивации

2чело

век

9ч.

9ч.

3ч.

8ч.

8ч.

10ч.

7ч.

Итог

64ч

класс1

2кл.

3кл.

4кл.

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

средний

0

0

11%

0

0

13%

60%

43%

25%

18%

низкий

0

22%

78%

66%

76%

50%

40%

57%

50%

40%

критический

100%

78%

11%

34%

24%

37%

0

0

25%

52%

Литература

       1. Бородина В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии: учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бородина.- Челябинск: Цицеро, 2012.-216 с.

2.Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3.Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-№  4.

4. Гладкая В.В. Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе.// Дефектология.  -2009.-№ 5.

5. Гладкая В.В. Методика проведения уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» во вспомогательной школе.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-N 6.

6.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под.ред. А.М. Щербаковой.- М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

7.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:  Методическое пособие. ИЗД.2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002.