Методы коррекции РАС. Метод замещающего онтогенеза.

Руденко Екатерина Анатольевна

Существует несколько  уровней (взято из опыта, предоставленного зарубежными коллегами, зарубежными методиками).

Понятие «коррекция» равно понятию «вмешательство».

Уровни: A, B, C.

Уровень А – комплексная программа для детей раннего возраста, DTP.

Проходят индивидуально со специалистом дома, либо в центре.

Первый уровень вмешательства – модель Ловааса. Программа разработана в рамках прикладного анализа.

Следующая модель – Денверская - для детей от 14 до 30 месяцев, предназначена для развития речевых навыков.

Комплексная укрепительная программа  (Бикс?)- альтернативная программа для дошкольников и их родителей от 4х лет, для развития когнитивных и речевых навыков. Относится к Уровню C.

Программа уровня B TEAACH cоставлена для подростков с РАС с целью укрепления социального поведения, снижения частоты нежелательного поведения, развития вербальных, моторных навыков и навыков восприятия.  Вмешательство  TEAACH основано на индивидуализации подхода обучения человека с РАС, включая инд-ю программу обучения, включая инд-е потребности человека с РАС.

Целевые вмешательства направлены на определенную группу навыков и обладают следующими признаками:

Определенная группа навыков.

Содержание программы конкретизировано.

GASPER – вмешательство для развития игровых навыков у детей  с РАС , возраст – до 6 лет.

Осуществляется совместная регуляция внимания, игры, вовлеченности, основана на прикладном анализе поведения, психологии развития, может быть использована с другими программами.

Тренинг ключевых реакция PFT – комплексное вмешательство, развитие реч-х навыков 2 – 6 лет.

Вмешательство, основанное на прикладном анализе, PECS - уровень доказанности B, реализуется через карточки, для детей с низким уровнем социальных навыков, речи, академических способностей, уменьшение частоты желательного пов-я. Основана на вербальной теории и в ряде анализов продемонстрировал положительный  эффект.

Вмешательство DIR (Время на полу) – развивающая, индивидуальная, основанная на взаимоотношениях, для улучшения отноршений с родителями у детей дошкольного возраста. Основана на психологии развития. В основе лежит принцип обучения ребенка социально-коммуникативным навыков в определенной последовательности в игровой среде.

Методика социальных история для обучения социальным навыкам.

Группа целевых вмешательств. Направлены на развитие определенных навыков или помощь при РАС заболевании.  Предназначена для детей и подростков до 17 лет.

Группа вмешательств:

1. Адаптивная физическая культура для улучшения моторных и физических навыков (ежедневные упр-я – групповые активные тренировки);

2. Когнитивно-поведенческая психотерапия для снижения тревожности без интеллектуальной недостаточности;

Методики альтернативной и дополнительной коммуникации для людей с  низким уровнем речевых, академических, поведенческих навыков с целью развития последних.

Методики прикладного анализа поведения.(ПАП) – Уровень А.

- Рекомендуется использование методик и принципов прикладного анализа поведения:

1. подкрепление;

2. гашение;

3. подсказки;

4. метод отдельных блоков (дискретных проб);

5. вмешательство, основанное на манипуляции предшествующими стимулами (антецедентами);

6. анализ задания (алгоритм задачи);

7. прерывание и перенаправление реакции;

8. дифференциальное подкрепление альтернативного/иного/несовместимого поведения;

9. обучение (тренинг) функциональной коммуникации;

10. задержка подсказки;

11. саморегуляция;

12. моделирование;

13. видеомоделирование;

14. сценарии;

15. визуальная поддержка

Для пациентов с РАС различных возрастов и для различных поведенческих исходов. В систематических обзорах целевых вмешательств при РАС перечисленные методики и принципы признаны имеющими научно доказанную эффективность. Многие из перечисленных методик и принципов являются основой для комплексных программ вмешательств с доказанной эффективностью, например, принцип подкрепления используется в большей части вмешательств.

Нерекомендованные методики абилитации.

Не рекомендуется использование методики холдинг-терапии для детей с РАС вне зависимости от целей вмешательства на основании того, что данный метод основан на неподтвержденной и псевдонаучной теории, его эффективность не была доказана, но были задокументированы случаи летальных исходов.  Холдинг-терапия основана на предположении о том, что причиной аутизма является нарушение процесса формирования привязанности между матерью и ребенком. В ходе терапевтических сессий холдинг-терапии матери ребенка необходимо его удерживать, устанавливая при этом зрительный контакт.

Американская академия детской и подростковой психиатрии, Американское профессиональное общество против насилия над детьми, Б ританская ассоциация по усыновлению и воспитанию в приемных семьях выступили с резолюциями против применения холдинг-терапии.

В случае, если в ходе беседы с родителями выясняется факт применения холдинг-терапии, родителей необходимо информировать о том, что данный подход не дает никаких положительных результатов при РАС и не улучшает взаимодействие с ребенком, является насильственным по отношению к ребенку и может приводить к случайному удушению в процессе удержания.

Не рекомендуется использование методики облегченной коммуникации.  Предполагает использование клавиатуры при помощи ассистента, который обеспечивает физическую и моральную поддержку.

Бездоказательные методики:
Массаж


Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. Массаж должен  начинаться с коротких сеансов по несколько секунд и  постепенно увеличиваться.

 

Пэт-терапия.

Терапия с помощью животных. Дополнительная, но не основная!

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента.

БАК- терапия.

Бесказеиновая и безглютеиновая диета.

Кетогенная диета.

Остеопатия.

Иглорефлексотерапия.

Микрополяризация головная мозга.

 Методика биологической обратной связи.

 Мозжечковая стимуляция.

Шинирование и т.д.

Хелирование .

Хелирование — очищение организма от тяжёлых металлов.

 

Клинические рекомендации расстройства аутистического спектра, утвержденные Минздравом России.