Артикуляционная гимнастика

Руденко Екатерина Анатольевна

 

Артикуляционная гимнастика

 

1. «Улыбка» - верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке

(про себя произносить звук И под счёт 1-2).

2. «Заборчик» -  верхние и нижние зубы поставить ровно друг на друга.

 Губы растянуты в улыбке (про себя произносить звук И) Счёт 1-2.

3. «Дудочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой

(про себя произносить звук У) Счёт 1-2.

4. «Рыбка» - рот предельно широко открыт (про себя произносить звук А) Счёт 1-2.

5. «Окошко» - рот открыт, губы округлены в форме буквы О

 (про себя произносить звук О)

 

6. «Блинчик» - рот открыт, широкий спокойный язык лежит на нижней губе. Следить, чтобы ребёнок не поджимал нижнюю губу к зубам. Счёт 1-5.

7. «Иголочка» - рот открыт, узкий кончик языка вытянуть вперёд, не касаясь губ. Счёт 1-4.

 

8. «Месим тесто» - широкий язык пошлёпать губами -пя-пя-пя-…,

пошлёпать зубами – та-та-та-…

 

9. «Желобок» - рот открыт, боковые края языка подняты вверх, образуя желобок. Счёт 1-4.

 

10. «Чистим зубки» - рот открыт, нижние зубы обнажены. Кончиком языка слева-направо и справа-налево «почистить» нижние зубки с внутренней стороны.

 

11. «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, спинка (середина) языка поднята вверх (без сильного напряжения). Счёт 1-5.

 

12. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, унести язык вглубь рта.

13. «Маляр» - рот широко открыт, кончиком языка ведем по твёрдому нёбу от верхних зубов к горлышку и назад к верхним зубкам.

14. «Чашечка» - рот открыт, язык на нижней губе, передние и боковые края языка подняты вверх. Счёт 1-5.        

 

15. «Парус» - рот широко открыт, удержать кончик языка удержать за верхними зубками. Счёт 1-5.

16. «Качели» - рот широко открыт, кончик языка поочерёдно касается бугорков за верхними и нижними зубками.

 

17. «Лошадка» - при открытом рте произносить «цокающие» звуки языком, присасывая и отрывая кончик и спинку языка к нёбу.

18. «Грибочек» - рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать под счёт 1-5.

19. «Гармошка» - улыбнуться и приоткрыть рот, язык присосать к нёбу (как при цокании, но с большой задержкой). Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку.

20. «Барабанчик» - рот открыт, постучать кончиком языка за верхними зубками, многократно и отчётливо произносить звук  Д-Д-Д-… Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается. При усвоении темп увеличивать.

21. «Болтушка» - рот открыт, улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести  указательный палец правой руки  под язык. При длительном произношении звука Д или Ж быстро водим пальчиком под языком

( получается звук близкий по звучанию к Р)

 

22.  «Пароход» - улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и  подуть, длительно произносить звук Ы (гудит пароход), получается звук Л.

 

23. «Часики» - приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. При движении язык не прикасается к губам и зубам 23. «Конфетка» - губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

 

24. «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).

25. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной