Развитие творческих особенностей у детей с РАС.

Руденко Екатерина Анатольевна
Развитие творческих особенностей у детей с РАС. Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками- веточками к солнышку. На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует. Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями. Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложне ния заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызы вающими повышенный интерес ребенка Рекомендуется практиковать рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий. Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для ребенка, возможности которого ограниченны, изображение архетипических образов особенно важно, потому что эта область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения идущему из области бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого опыта из-за своих ограничений . Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую активность. Важно помнить, что большинство способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте, поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развить, возможно, гениальные способности, тем самым помочь ребенку реализоваться и состояться в жизни. Творческий процесс тесно связан с развитием высших психических функций, в частности, таких как восприятие, мышление и др. Используя воображение, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно является существенным проявлением личности. В. В. Давыдов отмечал, что основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения. Ученые отмечают, что у детей, страдающих аутизмом, восприятие носит гиперселективный характер, отсутствует полноценное воображение. Также они не способны к обобщению информации, как это делает ребенок с нормальным развитием в процессе познания окружающей его действительности. Мышление данной категории детей визуальное. Их мыслительная деятельность происходит в «картинках». Характер игровой деятельности носит однотипный и монотонный характер. У большинства из них доминирует аутистическая игра в воображении без партнеров. Рассматривая изобразительную деятельность таких детей, можно выделить ряд особенностей. Чаще всего превалируют элементы домашних вещей и предметов. Наблюдается смешанность детализации, образов, спутанность, множественность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_osobennostey_u_detey_s_ras.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих особенностей у детей с РАС.

      Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками- веточками к солнышку. На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.

     Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями. Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложне ния заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызы вающими повышенный интерес ребенка

Рекомендуется практиковать рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий. Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для ребенка, возможности которого ограниченны, изображение архетипических образов особенно важно, потому что эта область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения идущему из области бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого опыта из-за своих ограничений . Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и

психический тонус организма, стимулируют творческую активность. Важно помнить, что большинство способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте, поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развить, возможно, гениальные способности, тем самым помочь ребенку реализоваться и состояться в жизни.

Творческий процесс тесно связан с развитием высших психических функций, в частности, таких как восприятие, мышление и др. Используя воображение, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно является существенным проявлением личности. В. В. Давыдов отмечал, что основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения.

Ученые отмечают, что у детей, страдающих аутизмом, восприятие носит гиперселективный характер, отсутствует полноценное воображение. Также они не способны к обобщению информации, как это делает ребенок с нормальным развитием в процессе познания окружающей его действительности. Мышление данной категории детей визуальное. Их мыслительная деятельность происходит в «картинках». Характер игровой деятельности носит однотипный и монотонный характер. У большинства из них доминирует аутистическая игра в воображении без партнеров.

Рассматривая изобразительную деятельность таких детей, можно выделить ряд особенностей. Чаще всего превалируют элементы домашних вещей и предметов. Наблюдается смешанность детализации, образов, спутанность, множественность .