Формирования элементарных математических представлений у обучающихся.

Математические представления - один из важных предметов, основной целью которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Поэтапное формирование математических знаний ока-зывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психиче-ской деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприя-тия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом. В силу особенностей своего развития у детей данной нозологической группы отмечаются значительные затруднения в усвоении программного ма-териала в области математики. Они связаны с имеющимися у них нарушени-ями в психическом развитии, обусловленными особенностями их высшей нервной деятельности. В силу имеющегося выраженного недоразвития познавательной дея-тельности у обучающихся с умственной отсталостью отмечается инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляе-мость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, что сказывается на качестве восприятия материала. В связи с чем перед педагогом встает про-блема выбора таких видов деятельности и таких технологий, которые позво-лили бы активизировать познавательную и мыслительную деятельность обу-чающихся и достичь положительных результатов в формировании элемен-тарных математических представлений. Усвоение элементарных математических представлений у обучающих-ся возможно при правильной организации образовательного процесса с ис-пользованием наглядного и дидактического материала, разнообразием форм и методов обучения. Дидактические игры позволяют проводить урок так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на применении знаний в процессе решения познавательных задач. У детей появится желание идти на урок, познавать что-то новое, не бояться незнакомых заданий и новых ситу-аций. Примерные игры и упражнения для формирования элементарных мате-матических представлений (геометрические фигуры). «Геометрическое домино» Материалы игры: на фанерные или картонные пластинки наклеиваются геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Можно сделать не-сколько вариантов. Содержание игры. В а р и а н т 1. По две фигуры одного цвета (два красных круга, два синих треугольника, два желтых прямоугольника, два зеленых квадрата). Играя, дети ориентируются на цвет, знание которого обеспечивает подбор фигур по форме. В а р и а н т 2. Все фигуры одного цвета и одного размера. Подбирая пары, дети ориентируются только на форму фигур. В а р и а н т 3. Все фигуры одного цвета, но в каждой паре фигуры различны по величине (два зеленых круга, из НИХ один большой, другой маленький). В а р и а н т 4. Пары фигур одного размера, все фигуры разного цвета. В а р и а н т 5. Даны только контуры фигур. Каждая контурная фигура за-крывается сплошной фигурой или предметом той же формы. К кругу подби-рается блюдечко, монетка, кольцо, наперсток и т.д. Правила игры такие же, как в обычное домино. «Положи такую же фигуру» Материал игры: набор геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов) у каждого ученика; геометрические фигуры разных цветов и размеров. Содержание игры. В а р и а н т 1. Играет группа учащихся от двух до пяти человек. Каждый раскладывает перед собой геометрические фигуры. Учитель на середину сто-ла кладет, например, круг и говорит: «Положи такую же фигуру». Ученики должны положить все круги, независимо от их цвета и размера. Кто ошибся или положил не все фигуры, получает синий кружок, остальные получают красные круги. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все геометрические фигуры. Выигравшим считаются ученики, получившие наибольшее число крас-ных кругов. В а р и а н т 2. Учитель держит перед учащимися фигуру 20-30 секунд. Затем убирает ее. Учащиеся должны на середину стола положить такие 'же по' форме фигуры. В а р и а н т 3. Учитель называет фигуру, но не показывает ее. Ученик по названию должен найти и положить нужную фигуру, например, треуголь-ник. «На какую фигуру похожа игрушка?» Материал игры: множество различных игрушек, предметов, похожих по форме на куб, брус, шар; мешочек с геометрическими телами - кубом, бру-сом, шаром. Содержание игры. Перед учеником, которого учитель вызвал к доске, ставится задача вынуть на ощупь из мешочка одну из геометрических фигур и подобрать к ней среди предметов и игрушек самые сходные, на- пример к шару - мяч, к брусу - коробочку и т.д. Примечание. Вместо предметов в игре можно использовать карточки с их изображением. «Составим поясок» Материал игры: красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги (у каждого ученика по три-четыре фигуры). Содержание игры. Учащимся предлагается положить друг за другом квадрат, треугольник, круг. Затем в такой же последовательности они долж-ны разложить за этими фигурами следующие три такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцвет-ный поясок из трех геометрических фигур, которые распложены в опреде-ленной последовательности. Учитель проверяет правильность выполнения установленных условий. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся при составлении пояска. Игра способствует закреплению зрительных образов геометрических фигур, развитию произвольного внимания, наблюдательности. «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру» Материал игры: полоски бумаги. Содержание игры. В а р и а н т 1. Учитель диктует: «Сложите такую же фигуру (показывает треугольник, прямоугольник или квадрат)». В а р и а н т 2. Учитель предлагает: «Сложите прямоугольник. Сложите тре-угольник. Сложите квадрат». Учащиеся выполняют задание не по образцу, а по представлению. Выигрывает тот, кто первый правильно сложи фигуру. «Найди предмет такой же формы» Материалы: нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д. Содержание. Учитель показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы «Кто внимательнее?» Материал игры: геометрические фигуры Содержание игры. На наборном полотне учитель строит из геометри-ческих фигур домик, проговаривая, какие геометрические фигуры он берет и как располагает друг относительно друга. «Беру квадрат, сверху ставлю треугольник (КРЫШУ), в середине квадрата - прямоугольник-окошечко. Домик готов. Постройте такой же дом сами». Сначала обучающиеся только все воспроизводят за учителем. Затем задача усложняется: учитель домик убирает и учащиеся по памяти должны воспроизвести его на партах. Затем они дают словесный отчет. Выигрывает тот, кто справился с заданием без-ошибочно. «Сделай так, как я скажу» Материал игры: у учащихся конверты с набором геометрических фи-гур и лист бумаги; у учителя набор таких же геометрических фигур, но большего размера. Содержание игры. Учитель предлагает учащимся положить перед со-бой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (учитель его показы-вает) надо положить в середину. Слева от круга - треугольник, справа - квадрат, вверху - круг, внизу - прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры. В игре закрепляются пространственные представления учащихся, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенству-ются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика. Примечание. Если учащиеся не знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.