Развитие осмысленного восприятия информации при работе с текстом в 6 классе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Захарова Юлия Игоревна

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Умение быстрого, правильного и осмысленного чтения сложно формируется у детей с различными нарушениями в развитии, особенно у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это происходит из-за отсутствия гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают при чтении те слова, смысл которых не понимают из - за слабости взаимосвязей между восприятием и осмыслением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_may_2024.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие осмысленного восприятия информации при работе с текстом в 6 классе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Учителя ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Захаровой Ю.И.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Умение быстрого, правильного и осмысленного чтения сложно формируется у детей с различными нарушениями в развитии, особенно у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это происходит из-за отсутствия гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают при чтении те слова, смысл которых не понимают из - за слабости взаимосвязей между восприятием и осмыслением.

Программа по чтению АООП ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает формирование следующих навыков чтения и умений работать с текстом:

- правильно, осознанно и бегло читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

-отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определять тему художественного произведения, его основную мысль;

- делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки пунктов плана;

- различать главных и второстепенных героев произведения;

- передавать содержание текста.

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих с данной категорией детей, и, следовательно, требует поиска особых технологий с использованием специфичных методов, приемов, направленных на формирование смыслового чтения. Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Оно способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Однако при использовании данной технологии необходимо учитывать особенности детей данной категории: способность овладения чтением, степень интеллектуального недоразвития, возрастные и психологические изменения, о которых говорилось выше. На уроках я использую отдельные приёмы обучения смысловому чтению, адаптированные к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Смысловое чтение предполагает трёхэтапную работу с текстом.

На перовом этапе ученики прогнозируют прочтение текста. Предтекстовая деятельность нацелена на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению и развитие словаря.

Второй этап – это работа с текстом во время чтения. На этом этапе осуществляется изучение текста обучающимися способами активного чтения (чтение с остановками, повторное чтение, попеременное чтение, выразительное чтение, чтение с пометками, чтение с вопросами).  Умение интерпретировать художественный текст осуществляется через  анализ текста (приёмы: беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, смысловых частей).

Третий этап – это работа после прочтения текста. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на уроке. Работа проводится в парах, группах и индивидуально. Учащимся предлагаются задания на заполнение кластеров, таблиц, оформление графических схем, рисунков, опорных схем по тексту, составление плана пересказа и др.

Предлагаю наиболее доступные приёмы для детей с ОВЗ, используемые мной в педагогической деятельности:

Приём «Прогнозирования»

Этот приём использую с целью постановки учебной задачи как ориентир предвосхищения содержания текста. Осуществляется анализ  заголовка текста до начала чтения. Так на уроке чтения в 6 классе при изучении рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость» предлагаю учащимся сделать предположение о содержании рассказа по заглавию. А также разбираем значение слова «таинственный». Сначала ребята подбирают синонимы к этому слову сами, затем открываю на доске слова для чтения: загадочный, невероятный, покрытый тайной, сверхъестественный, неразгаданный, мистический.

Приём «Чтение с остановками».

Данный прием предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления и прочитанного и установления связей с уже известными фактами, а также прогнозирования содержания последующих частей. Чтение с остановками – прием организации чтения с использованием различных типов вопросов. Этот прием работает на стадии осмысления содержания, как при самостоятельном чтении, так и при чтении текста вслух. При использовании данного приема соблюдаю следующие условия: текст детям не знаком, заранее делю его на части, части по объему могут быть разными, но смысловое содержание каждого отрывка должно быть единым, заранее готовлю вопросы к каждой части текста. Вопросы могут быть: простыми, уточняющими, творческими, оценочными, практическими.

Приём «Вопросы к тексту»

 Приём позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в парах. Ребятам предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить после прочтения текста. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности.

 К сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» я предложила ребятам следующие вопросы:

- Сравните дочку и Падчерицу. Основное внимание уделите их отношению к людям и работе.

- Расскажите о характере Мачехи. Сравните ее отношение к Дочке и Падчерице.

- Почему 12 месяцев выручают девочку из беды?

- Прочитайте, какую характеристику дают месяцы Падчерице.

Приём «Читаем и спрашиваем»

 Данный приём способствует формированию умений самостоятельно работать с текстом, составлять вопросы, работать в парах. В классе, работая над сказкой К. Паустовского «Стальное колечко», ребята после прочтения текста составляют вопросы к нему, готовят ответы на них. Затем объединяются в пары. Один ученик задаёт свой вопрос – другой отвечает и наоборот.

Предложенные приёмы смыслового чтения у обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, способствовали эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечили формирование предметных, личностных и метапредметных базовых результатов.