Работа по профориентации, социализации, реабилитации детей, имеющих нару-шения зрения.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, фак­торы социальной реабилитации.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

   По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть, медицинские мероприятия и педагогические, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

      Анализируя поведение детей с нарушением зрения, обнаруживаешь у них подчас неумение установить контакт с окружающими людьми, болезненную внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. В этих случаях  слепые и слабовидящие дети предпочитают ради сохранения внутреннего равновесия уходить от контакта – у них проявляется так называемый социальный аутизм.

Вместе с тем, не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворённое желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы, отчуждённости. Особенно это проявляется у тотально слепых детей.  Изолированный в силу дефекта ребёнок-инвалид лишён возможности свободного передвижения и общения.

Уход  в  эстетическую  творческую  деятельность -  попытки сочинять   стихи, писать   музыку,   что-то мастерить руками   и   т.п.   -   нередко оказываются  едва ли  не единственным  способом  выйти  из тупика  социальной депривации и одиночества. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. Проблема, однако, состоит в том, что после окончания школы инвалид по зрению, за нередким исключением, опять оказывается в условиях узкого семейного общения.

 Общение - главный канал, поставщик различных переживаний, отражающих жизнь человека. Особое значение общение приобретает в жизни инвалида по зрению, когда он включается в эстетическую творческую деятельность, попадает в коллектив, где находит отклик на свое творчество. Но творческие качества могут у инвалидов по зрению не развиться, если не будет оказана помощь, позволяющая им понять те позитивные стороны своей психики, за счет которых они смогут утвердиться в жизни, найти понимание и проявить себя в обществе.

Педагогическая реабилитация

Жизнь убедительно доказывает, что благоприятное самочувствие ребенка в школе-интернате находится в прямой зависимости от содержания и формы организации его жизнедеятельности во внеурочное время. Педагоги вместе с детьми стремятся организовать как можно больше различных дел, провести больше мероприятий. В своей работе по развитию социально-активной личности они используют следующие методы работы: беседы, лекции, участие в конкурсах, концертах, подготовка общешкольных праздников чтение и обсуждение литературы, оформление выставок рисунков и рисование плакатов к большим праздникам для украшения холла, изготовление пособий, труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд и многое другое.

Развитие социальной активности и творчества детей при подготовке бесед, вечеров, конкурсов тесно связано с коллективной деятельностью. Умение высказать свое мнение, считаться с мнением других, оценивать сделанное, быть ответственным за порученное дело, от выполнения которого зависит общий успех - все эти качества развиваются при подготовке и участии в мероприятиях.

Еще одно важное условие для педагогической реабилитации детей - положительные эмоции, положительная оценка взрослым, переживания со стороны детей. Похвала - мощный жизненный стимул.

Работа тифлопедагога по социализации и реабилитации.

Очень важны в реабилитационной работе со слепыми и слабовидящими детьми коррекционные уроки.

На уроках охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия проводятся специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др., что способствует снятию зрительной нагрузки, напряжения глаз. Упражнения  поддерживают зрение и в зависимости от заболевания улучшают его. Также идет развитие на уроках всех сохранных анализаторов.

Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, без излишней опеки.

В процессе трудовой деятельности на уроках зрительного восприятия (выкладывание из риса, работа с природным материалом) меняется отношение детей к другим людям, т.е. улучшает их социальную реабилитацию. При выполнении работы у детей развивается не только трудолюбие, но и усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, умение выбирать правильные способы выполнения действий, способность доводить начатое дело до конца - все те качества, без которых невозможна дальнейшая жизнь.

Прежде, чем ребенок начнет выполнять работу, мы должны дать ему определенную сумму знаний, показать способы выполнения действий. Пример ручного труда по изготовлению поделки из природного материала (дети слабовидящие). Рассмотрели с детьми образцы, собрали природный материал, показываю, как располагать на листе бумаги и закреплять листья, веточки. Далее дети делают сами и даже сердятся, если я вмешиваюсь.

Если все это сделать методически грамотно и эмоционально, ребенок обязательно заинтересуется и с успехом выполнит работу. Важно оценить в конце своеобразие, индивидуальность и целесообразность их труда.

На уроках зрительного восприятия включены темы на развитие пространственной ориентировки, где ребята познают окружающий мир, включая сохранные анализаторы, учатся ориентироваться в малом (работа на листе бумаги, фланелеграфе, столе, на приборе «Ориентир») и большом пространстве, что в дальнейшей жизни им так необходимо.

На уроках мимики и пантомимики дети учатся общаться, быть раскованными, и не стесняться окружающих, что очень важно, особенно для незрячих. На уроках  даётся информация, применяются упражнения на развитие коммуникативного общения, расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер. Дети учатся  прослушивать выразительное  исполнение произведений.     Анализируем     живую     речь,     проводим     упражнения     в выразительном исполнении текста (голосовая мимика). Работаем над сценическими движениями, над мимикой, пантомимикой при проигрывании сказок, стихотворений, этюдов, импровизаций, ролевых игр , жизненных ситуаций (особенно со слепыми детьми). Инициативе, самостоятельности, творчеству открывается широкий простор.

А уж получив положительную оценку, пережив чувство радости от сделанного коллективом, ребенок чувствует сопричастность к общему делу, у него появляется смысл творить хорошее, доброе, желание в следующий раз проявить себя, участвовать в общем деле.

Работа тифлопедагога по профессиональной реабилитации.

Одной из задач школы-интерната III-IV видов является повышение социальной успешности выпускников (поступление в ВУЗы, музыкальные и медицинские колледжи, устройство на работу по специальности). Профессиональная ориентация учащихся школы-интерната – это комплекс мер (мероприятия, беседы, поход в центр занятости, поездки в те учреждения, куда планируют поступать дети по окончании школы), направленных на формирование необходимого уровня предпрофессиональных навыков с целью дальнейшего их самоопределения.

На уроках по развитию мимики и пантомимики также уделяется внимание этому вопросу. Начиная с 1 класса, каждый год по программе отводится несколько часов на тему: «Профессии». Ребята на уроке с удовольствием выполняют практические задания: «Запиши профессии, которые знаешь», «Покажи пантомимой профессию врача, артиста », «Разыграй ситуацию», «Групповой рисунок»; играют в настольные «Профессии» и сюжетно-ролевые игры: «В парикмахерской», «Магазин игрушек (одежды, продуктов…)»,  и т.д.

 С учётом возраста детей, материал усложняется и к выпуску из школы учащиеся знают многие профессии: их название, специализацию и в какой отрасли эта профессия применяется; определяются с выбором своей будущей профессии, т.к. дефицит зрения у наших детей ограничивает возможность выбора  любой профессии, им нужно выбрать ту профессию, при которой они смогут в дальнейшей жизни трудиться, не смотря на зрительный диагноз и физическое самочувствие.

Выпускники подтверждают полученные знания на вступительных экзаменах в высшие  и средние учебные заведения и становятся настоящими специалистами в области медицины, педагогики, юриспруденции, музыки и т.д.

Список литературы

1. Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры тифлопедагогики. Санкт-Петербург. 3-5 ноября 1999г. СПб.: ЛГПУ им. АИ. Герцена, 1999,

2.  Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956.

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 1998.

4. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения (Учебное пособие). - М., 1999.