Урок математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Основная идея построения урока заключается в подборе таких заданий, которые позволяют систематизировать знания учащихся и развивать познавательные интересы каждого ученика. На протяжении всего урока используются разные формы и нестандартные формулировки предлагаемых заданий, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции учащихся. Урок проводится с использованием презентации оформленной в программе Microsoft PowerPoint. Все задания, ответы, таблицы, рисунки меняются по щелчку и воспроизводятся через мультимедийный проектор на экране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Koordinatnaya_ploskost.zip827.15 КБ

Предварительный просмотр:

Киселёва Любовь Алексеевна

учитель математики

МОУ Доволенская СОШ №2 Новосибирской области

Доволенского района

Основная идея построения урока заключается в подборе таких заданий, которые позволяют систематизировать знания учащихся и развивать познавательные интересы каждого ученика. На протяжении всего урока используются разные формы и нестандартные формулировки предлагаемых заданий, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции учащихся. Урок проводится с использованием презентации оформленной в программе Microsoft PowerPoint. Все задания, ответы, таблицы, рисунки меняются по щелчку и  воспроизводятся через мультимедийный проектор  на экране.  

Урок по теме: «Координатная плоскость». 6класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Цель:

  1. отработка навыков построения точек на координатной плоскости;
  2. развитие мышления, активизация познавательной деятельности;
  3. воспитание самостоятельности, патриотизма, экологического мировоззрения.

Оборудование:

  1. Таблички с номерами 1, 2, 3;
  2. Компьютер;
  3. Транспортир;
  4. Линейка;
  5. Карточки с заданиями;
  6. Карта НСО;
  7. Географическая карта;
  8. Герб РФ, НСО, Доволенского района;
  9. Рисунки с изображением животных, находящихся под охраной в НСО.

Ход урока

  1. Оргмомент. Цель.  Урок проходит с использованием компьютера. Все задания, ответы, таблицы, рисунки воспроизводятся на дисплее.
  2. Устная работа.  Назвать координаты точек, из которых образуются буквы.
  1. (-4; 1), (-4; 5), (-2; 5), (-2; 2), (-4; 2) → Р;
  2. (1; 2), (1; 6), (3; 6), (2; 4), (3; 2)  →Е;
  3. (5; -3), (5; 1), (7; 1), (7; -1), (7; -3), (5; -1) → Б;
  4. (-3; -5), (-3; -1), (-1; -1) → Г.

Из букв составляется слово ГЕРБ.   (СЛАЙД- 2)

Сообщение «Описание и объяснение символики»  (СЛАЙД-3)

Описание: Герб Новосибирской области представляет собой геральдический щит в серебряном (белом) поле которого лазоревый (синий, голубой) столб и два черных соболя обращенных друг к другу, держащих передними лапами золотые каравай с солонкой. В нижней части щита проходит узкий черный пояс, переходящий на лазоревом столбе в серебряный (белый) цвет.        Объяснение символики:
Преобладающая бело-серебристая цветовая гамма имеет давнюю историческую традицию. Серебро – чистота помыслов, заснеженные родные просторы, что характерно для весьма длительного периода.       

 Для людей живущих в любой точке планеты Земля и знающих азы географии Сибирь ассоциируется прежде всего с холодом и белым снегом, поэтому серебряная основа герба наиболее всего типична, оправдана и согласуется с общей колористической концепцией (герб Сибири – герб Новосибирской области – герб Новосибирска – гербы районных центров…). Голубой столб символизирует реку Обь, а горизонтальная тонкая черная полоса – железнодорожную магистраль пересекающую всю территорию Новосибирской области с запада на восток.
Два черных соболя являются продолжением давней геральдической традиции (Герб Сибирского царства) и по иерархической связи по праву могут украшать герб области, претендующей на лидерство среди областей Сибири, они также семантически связывают герб Новосибирской области с гербом Новосибирска, сыгравшего при формировании области наиважнейшую роль.
На фоне лазоревого столба изображен главный золотой символ – каравай («хлеб всему голова», агропромышленный комплекс области, благополучие, гостеприимство, восходящие надежды), а также купол оперного театра (история, культура, образование, развитие, искусство, просвещение, взаимопонимание,  гуманизация…).
Автор герба - директор Лаборатории современной архитектуры Григорий Владимирович Кужелев Дата принятия: 29.05.2003

Геральдическое описание герба Доволенского района

гласит:в зеленом поле лазоревый столб, поверх всего золотое солнце (без изображения лица)

 в 16 лучах  в форме колосьев,   обремененное  червленым шаром  (диском).   Поверх   солнца

 серебряный  голубь,  летящий  прямо.     Символика герба.  Зеленый, лазоревый, червленый,

золотой и серебряный цвета в гербе отражают  особенности   природного   и экономического

 положения  Доволенского района.  Зеленый цвет – символ надежды, изобилия, возрождения,

жизненных сил, бескрайних степных просторов, а также подчеркивает сельскохозяйственную

 специализацию Доволенского района.   Золотой (желтый) цвет – символ радушия,

гостеприимства,  богатства,   справедливости.  Солнце, дающее тепло и жизнь всему живому,

является символом развития,   радушия   и   гостеприимства,   стремления  к  счастью,  удачи,

«довольной» жизни и таким образом аллегорически указывает на название района.  

Червленый (красный) цвет –  символ мужества, смелости, любви, памяти о жителях района, отдавших свою жизнь, защищая Отечество.

Серебряный (белый) цвет – символ веры, искренности, благородства.

Серебряный голубь символ мира, чистоты, красоты и  духовности.

Колосья олицетворяют развитое сельское хозяйство и Доволенскую землю, которая, несмотря на суровые природные условия, сибирскую, долгую зиму, изобильно одаривает жителей района и является основным источником их богатства и благополучия.

Авторский коллектив:идея герба - Хохлов П.А. геральдическая доработка герба - Кошелев А.В., Журавков А. Ю.изобразили герб - Хохлов П.А., Журавков А. Ю.

        

II. Отработка навыков построения на координатной плоскости.

*Задания с элементами повторения

     Правила: После выполнения задания учащимся предлагается три варианта ответа (* -означает  свой вариант ответа). Учащиеся поднимают  карточку с выбранным номером. Затем – учителем сообщается правильный ответ.

Задание №1  (СЛАЙД-4)

Постройте на координатной плоскости четырехугольник ABCD, если A(-2; 4) ,B(6; 4), C(6; -2), D(-2; -2). Что за фигура получилась? Измерьте стороны получившегося четырехугольника и найдите его площадь и периметр. Затем проведите отрезки AC и BD и найдите координату точки пересечения этих отрезков.

Площадь

1. *
2. 12 см²
3. 48 см²

Периметр

1. 14 см
2. 7 см
3. *

Точка

пересечения

1. (1; 2)
2. (2; 1)
3. *

Задание №2 (СЛАЙД-7)

Отметьте на координатной плоскости точки M(4; -3), N(3; 2)  и K(-2; -2). Проведите лучи MN и MK . Измерьте угол MNK .

Какова градусная мера угла NMK?

1. 40°

2. *

3. 140°

Задание №3  (СЛАЙД-9)

На координатной плоскости отметьте точки А(-3; -2), В(6; 1) и С(2; 3). Проведите прямую АВ, а через точку С прямую перпендикулярную АВ. Найдите координату точки пересечения перпендикулярных прямых.

Каковы координаты точки пересечения перпендикулярных прямых?

1.  *                 2. (0; 3)             3. (3; 0)

Разминка для глаз  (СЛАЙД-11)

  1. Дети  при появлении овала( на дисплее) делают круговые движения глазами по часовой стрелке, затем следят за появлением  ромба, прямоугольников.
  2.  Все эти же движения делают головой.

       

    * Межпредметная связь

В географии положение точек  на земной поверхности тоже определяют двумя числами географическими координатами: широтой и долготой.  

Задание №4  (СЛАЙД-12) Определить название города по   широте и долготе, если его координаты -  83º в.д. и 55º с.ш.   (НОВОСИБИРСК.)

   НОВОСИБИРСК.

* Работа у доски

Задание №5  (СЛАЙД-13). На координатной плоскости отметьте точки, последовательно соединяя их друг с другом. Получится рисунок животного, которое обитает на территории НСО.

(-8,5; 7), (-9,5; 6), (-10; 4), (-10; 3,5),   (-9; 3), (-8; 3,5), (-7,5; 2,5), (-6,5; 2,5), (-3; -7),

 (-2; -7), (-2; -3), (-1; -1), (0; -1,5), (2; -1,5), (3; -7), (4; -7), (5; 1), (5,5; 1), (5,5; 2), (5; 3),

 (3; 4), (1; 4,5), (-2; 5), (-3; 6), (-4; 6,5), (-6,5; 7), (-4; 8),  (-2; 10), (-4; 9), (-4; 10), (-5; 9),

(-6; 9,5), (-7; 8), (-8; 8), (-9; 9,5), (-10; 9), (-11; 10), (-11; 9), (-3; -10), (-11; 8), (-9; 7).

Глаз (-8,5; 5,5).

Сообщение.

Благодаря принятым мерам численность этих животных заметно возросла. В Новосибирской области обитает во всех районах, кроме районов безлесной степной зоны. В различные сезоны года употребляют не одинаковые корма. Летом они питаются сочными болотными растениями и их корневищами, а так же листвой, побегами и  молодыми ветвями деревьев. Зимой же переходят на грубые корма – ветки древесных пород (особенно осины или ивы), кору, древесные лишайники и частично хвою. В неволе быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке. Что это за животное?

  1. Северный олень
  2. Косуля
  3. Лось  (СЛАЙД-14)

(СЛАЙД-15)   Показ на карте НСО районов, где обитают эти животные. Затем просмотр рисунков  других видов, обитающих на территории НСО и находящиеся под охраной (СЛАЙД-16).

IV. Итог урока.

  1. Анализ проделанной работы.
  2. Выставление оценок (самоанализ).
  1. Домашнее задание.    (СЛАЙД-17)

Карточка

По координатам точек получить рисунок животного и приготовить о нем сообщение, включая данные о том, в каких районах Новосибирской области это животное обитает.


 

Комментарии

Кропанева Алина Никандровна

Спасибо за материал, попробую применить что-то в своей работе.