Урок-путешествие по теме "Упрощение выражений". 5 класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование:

  • Корзиночки (изготовленные из картона);
  • Грибы (рисунки  - мухоморы, лисички, подосиновики, белые грибы);
  • Рабочие тетради по математике;
  • Цветные карандаши;
  • Опорные листы для учащихся. (Приложение 1)
  • Рисунки для самостоятельной работы в виде игры «Художник»;   (Приложение 2)

Цель:

  1. формирование умений выражения вида 3а + 7а  и 26b – 12b  заменять произведениями числового и буквенного множителей, применять это преобразование при нахождении значений выражений и при решении уравнений;
  2. развитие познавательной активности, мышления; привитие интереса к предмету;
  3. воспитание самостоятельности, нравственности по отношению к природе.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Цель. 

Учитель. Кто из вас любит ходить в лес? (Ответы детей) В какое время года? (Ответы детей) Внимательно послушайте и скажите,  о  каком лесе говорится в этом стихотворении?

Лес, точно терем расписной

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.  (Ответ: осенний)

Вот и мы с вами тоже отправимся в лес, но не просто так, а за знаниями, в гости к хозяину леса – Лесовику.

Лесовик. (Заходит ученик переодетый в лесовика) Здравствуйте! Любовь Алексеевна спросила разрешения пройтись по лесу. Что ж, пожалуйста. Но прежде, вы должны сдать небольшой экзамен, проверочку такую махонькую. Ведь прежде, чем приступить к изучению нового материала, нужно проверить – на сколько вами усвоен предыдущий. Тот, кто покажет прочные знания, смело может прогуливаться по моему лесу, бродить по тропкам. И еще, каждому дам корзинку. Что в нее собирают?... Молодцы. Вот и вы будете собирать в нее свои знания в виде грибов. На полянках у меня их ой-ой-ой сколько. Собирай, не ленись. Да только это грибки непростые. (Загадывает загадки и достает из своей корзины грибы) 

  • Стоит в лесу под кустиком и листиком прикрыт. Это ребята ……(белый гриб) -  на «5».
  • Под осиною растет. Кто этот гриб мне назовет? (подосиновик) – на «4».
  • А это вот сестричка называется …(лисичка)  - на «3».
  • А это, что за прокурор? Ядовитый  ….(мухомор) – на «2».

                                              

Учитель. Спасибо Лесовик. А теперь нам необходимо сделать небольшую проверку. Предыдущая тема «Распределительный закон умножения» Вам было домашнее задание - повторить.

     

 II. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Задание

Ответ

1. Напишите распределительный закон умножения относительно сложения для чисел   а, b и  с.

a (b + c) = ab + ac

2. . Напишите распределительный закон умножения относительно вычитания для чисел   а, в и  с.

a (b  - c) = ab - ac

3. Запишите выражение  69*12 + 31*12. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

69*12 + 31*12 = (69 +31)*12 = 100*12 = 1200

4. Запишите выражение 251*7 – 151* 7. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

251*7 – 151* 7 = (251 – 151)*7 = 100*7 = 700

5. Запишите      выражение 2*(17 + х). Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

2*(17 + х) = 2*17 + 2*x = 34+2x

6. Запишите выражение 7а + 7*13. Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

7а + 7*13 = 7(a + 13)

Взаимопроверка: ученики меняются тетрадями, и производится проверка карандашом. Если 6 правильных ответов – оценка «5», 5 правильных ответов – «4», 3-4 – «3».

Лесовик. Молодцы. Вот вам обещанные корзиночки и грибки за знания. Отправляйтесь дальше и помните о правилах поведения в лесу. Кто знает как нужно себя вести? (Ответы детей). Правильно: ведите себя тихо, птиц и зверей не пугайте. Они у меня смирные к тишине приучены. Веток не ломайте. Как - никак, а деревья-то живые. Стонут бедные, плачут, когда им больно делают. Грибы с корнями не вырывайте. Осторожненько срезайте ножами. А ножами у вас будут знания. В добрый путь! Я всегда рядышком буду.

Учитель. Чтобы  попасть в лес нужно изучить тему «Упрощение выражений».

     III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

(На доске записаны выражения 3a + 7a  и  26b – 12b)

Учитель. Выражения вида 3a + 7a  и  26b – 12b можно упростить, используя распределительный закон умножения.

3a + 7a = (3+7)а =10а

26b – 12b = (26 – 12) b= 14 b

В простых случаях можно писать сразу: 

3a + 7а=10а (3a да 7а – это 10а)

26b – 12b= 14 b (26b да  12b - это 14 b). 

      IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель. Вот и первая наша поляна.  Вы должны « Представить в виде произведения выражения». (Трое учащихся одновременно выходят к доске и  выполняют задания различного уровня. Остальные по выбору в тетрадях).

Оценивание:

  •  на  «3». Выставляется «3», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-хошибках оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
  • на «4» . Выставляется «4», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
  •  на «5». Выставляется «5», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

Учитель. Молодцы! На второй поляне нужно  «Найти значение выражения». Каждый из вас должен выбрать грибок с заданием. (Задание на обратной стороне грибка. Учащиеся выбирают задания в зависимости от сложности и самостоятельно решают его)

На оценку «3» - гриб ЛИСИЧКА:  27b + 73b, если b = 8

На  оценку «4» - гриб ПОДБЕРЕЗОВИК:  y + 17y + 12y, если  y = 7

На оценку «5» -  БЕЛЫЙ гриб:  48k – 28k + 30, если  k = 4

Лесовик. Ох-ох. Чявой-то я устал. Косточки бы поразмять. (Делает разминку вместе с ребятами)

Учитель. Все выходим По-порядку: раз, два, три, четыре!

Дружно делаем зарядку: раз, два, три, четыре!

Руки выше, ноги шире.

Влево, вправо поворот,

Наклон назад, наклон вперед.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята, ну, а если надоест,

То пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес.

Вы в малинник загляните.

Там медведь!

Да не бегите!

Мишка ягоду сорвал, в рот отправил, прожевал.

А за нею семь и восемь. Тихо сядем, лень отбросим.

- Отдохнули?

- Да!

Ну вот, продолжаем наш урок.

Лесовик. Ох, хорошо! Здорово! Последняя поляна осталась «Уравнения». Посмотрим, как вы с этим заданием справитесь, как правила знаете, как применяете…Кто смелый?

(Учащиеся выполняют по очереди у доски с комментарием, остальные в тетради)

а) 4х + 4х = 424; (на «3»)

б) 4х + 5х + х = 120;  (на «4»)

в) 6а + 3а – 2 = 79 (на «5»)

(Учитель и Лесовик оценивают задание)

Учитель. Хорошо. А теперь давайте сделаем Лесовику подарок. У каждого на столе есть рисунок, карандаши и листочки с самостоятельной работой. Поиграем в игру «Художник». С правилами игры вы знакомы. Только выберите задания по силам: на «5», на «4» или на «3». Удачи!

(По окончании учитель показывает дубликат (Приложение 3), и учащиеся самостоятельно оценивают свою работу. У учащихся выполнявшим работу на оценки «3» и «4» допускается по одной ошибке. Если допущено по 2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл. У учащихся выполнявших работу на «5»- ошибки не допускаются, если сделана 1-2 ошибки, ставится «4», если 3 ошибки, то – «3»).

Как можно назвать получившийся рисунок-картину? (Ответы детей)

Лесовик. А, что похож. Спасибо, удружили. Таким гостям я всегда рад. Заходите еще. И помните о правилах поведения в лесу. До свидания!

Учитель. Давайте с ним попрощаемся и скажем «До скорой встречи».

   

   V.  ИТОГ УРОКА.

 Учитель. Подошел к концу наш урок. Посмотрим, что за грибочки вы получили и выведем оценочки. (Выставление оценок). Лесовик подарил вам корзиночки, в них домашнее задание.

Приложение1.

ОПОРНЫЕ ЛИСТЫ

Урок –изучение нового материала по теме «Упрощение выражений»

                     

                          

                                        на «5»                    на «4»             на «3»        на «2»

*МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Задание

1. Напишите распределительный закон умножения относительно сложения для чисел   а, b и  с.

2. . Напишите распределительный закон умножения относительно вычитания для чисел   а, в и  с.

3. Запишите выражение  69*12 + 31*12. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

4. Запишите выражение 251*7 – 151* 7. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

5. Запишите      выражение 2*(17 + х). Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

6. Запишите выражение 7а + 7*13. Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

*ПЕРВАЯ ПОЛЯНА  « Представить в виде произведения выражения»

Оценивание: В работе :

  • на  «3». Выставляется «3», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-хошибках оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
  • на «4» . Выставляется «4», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
  •  на «5». Выставляется «5», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

*ВТОРАЯ ПОЛЯНА.  «Найти значение выражения». Каждый  должен выбрать грибок с заданием. (Задание на обратной стороне грибка) 

На оценку «3» - гриб ЛИСИЧКА

На  оценку «4» - гриб ПОДБЕРЕЗОВИК

На оценку «5» -  БЕЛЫЙ гриб

*ТРЕТЬЯ ПОЛЯНА. «Уравнения».(Выбрать одно уравнение)

а) 4х + 4х = 424; (на «3»)

б) 4х + 5х + х = 120;  (на «4»)

в) 6а + 3а – 2 = 79 (на «5»)

*САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ ИГРЫ «ХУДОЖНИК»

Приложение2.

ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 в виде игры «ХУДОЖНИК»

В работе :

  • на  «3»  допускается одна ошибка. Если допущено 2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
  • на «4» допускается одна ошибка. Если допущено  2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
  •  на «5»- ошибки не допускаются. Если сделана 1-2 ошибки, ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

Приложение3.


 

Комментарии

спасибо!