Главные вкладки

    Урок-путешествие по теме "Упрощение выражений". 5 класс

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оборудование:

    • Корзиночки (изготовленные из картона);
    • Грибы (рисунки  - мухоморы, лисички, подосиновики, белые грибы);
    • Рабочие тетради по математике;
    • Цветные карандаши;
    • Опорные листы для учащихся. (Приложение 1)
    • Рисунки для самостоятельной работы в виде игры «Художник»;   (Приложение 2)

    Цель:

    1. формирование умений выражения вида 3а + 7а  и 26b – 12b  заменять произведениями числового и буквенного множителей, применять это преобразование при нахождении значений выражений и при решении уравнений;
    2. развитие познавательной активности, мышления; привитие интереса к предмету;
    3. воспитание самостоятельности, нравственности по отношению к природе.

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент. Цель. 

    Учитель. Кто из вас любит ходить в лес? (Ответы детей) В какое время года? (Ответы детей) Внимательно послушайте и скажите,  о  каком лесе говорится в этом стихотворении?

    Лес, точно терем расписной

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой

    Как вышки, елочки темнеют

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.  (Ответ: осенний)

    Вот и мы с вами тоже отправимся в лес, но не просто так, а за знаниями, в гости к хозяину леса – Лесовику.

    Лесовик. (Заходит ученик переодетый в лесовика) Здравствуйте! Любовь Алексеевна спросила разрешения пройтись по лесу. Что ж, пожалуйста. Но прежде, вы должны сдать небольшой экзамен, проверочку такую махонькую. Ведь прежде, чем приступить к изучению нового материала, нужно проверить – на сколько вами усвоен предыдущий. Тот, кто покажет прочные знания, смело может прогуливаться по моему лесу, бродить по тропкам. И еще, каждому дам корзинку. Что в нее собирают?... Молодцы. Вот и вы будете собирать в нее свои знания в виде грибов. На полянках у меня их ой-ой-ой сколько. Собирай, не ленись. Да только это грибки непростые. (Загадывает загадки и достает из своей корзины грибы) 

    • Стоит в лесу под кустиком и листиком прикрыт. Это ребята ……(белый гриб) -  на «5».
    • Под осиною растет. Кто этот гриб мне назовет? (подосиновик) – на «4».
    • А это вот сестричка называется …(лисичка)  - на «3».
    • А это, что за прокурор? Ядовитый  ….(мухомор) – на «2».

                                                  

    Учитель. Спасибо Лесовик. А теперь нам необходимо сделать небольшую проверку. Предыдущая тема «Распределительный закон умножения» Вам было домашнее задание - повторить.

         

     II. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

    Задание

    Ответ

    1. Напишите распределительный закон умножения относительно сложения для чисел   а, b и  с.

    a (b + c) = ab + ac

    2. . Напишите распределительный закон умножения относительно вычитания для чисел   а, в и  с.

    a (b  - c) = ab - ac

    3. Запишите выражение  69*12 + 31*12. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

    69*12 + 31*12 = (69 +31)*12 = 100*12 = 1200

    4. Запишите выражение 251*7 – 151* 7. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

    251*7 – 151* 7 = (251 – 151)*7 = 100*7 = 700

    5. Запишите      выражение 2*(17 + х). Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

    2*(17 + х) = 2*17 + 2*x = 34+2x

    6. Запишите выражение 7а + 7*13. Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

    7а + 7*13 = 7(a + 13)

    Взаимопроверка: ученики меняются тетрадями, и производится проверка карандашом. Если 6 правильных ответов – оценка «5», 5 правильных ответов – «4», 3-4 – «3».

    Лесовик. Молодцы. Вот вам обещанные корзиночки и грибки за знания. Отправляйтесь дальше и помните о правилах поведения в лесу. Кто знает как нужно себя вести? (Ответы детей). Правильно: ведите себя тихо, птиц и зверей не пугайте. Они у меня смирные к тишине приучены. Веток не ломайте. Как - никак, а деревья-то живые. Стонут бедные, плачут, когда им больно делают. Грибы с корнями не вырывайте. Осторожненько срезайте ножами. А ножами у вас будут знания. В добрый путь! Я всегда рядышком буду.

    Учитель. Чтобы  попасть в лес нужно изучить тему «Упрощение выражений».

         III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    (На доске записаны выражения 3a + 7a  и  26b – 12b)

    Учитель. Выражения вида 3a + 7a  и  26b – 12b можно упростить, используя распределительный закон умножения.

    3a + 7a = (3+7)а =10а

    26b – 12b = (26 – 12) b= 14 b

    В простых случаях можно писать сразу: 

    3a + 7а=10а (3a да 7а – это 10а)

    26b – 12b= 14 b (26b да  12b - это 14 b). 

          IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Учитель. Вот и первая наша поляна.  Вы должны « Представить в виде произведения выражения». (Трое учащихся одновременно выходят к доске и  выполняют задания различного уровня. Остальные по выбору в тетрадях).

    Оценивание:

    •  на  «3». Выставляется «3», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-хошибках оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
    • на «4» . Выставляется «4», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
    •  на «5». Выставляется «5», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

    Учитель. Молодцы! На второй поляне нужно  «Найти значение выражения». Каждый из вас должен выбрать грибок с заданием. (Задание на обратной стороне грибка. Учащиеся выбирают задания в зависимости от сложности и самостоятельно решают его)

    На оценку «3» - гриб ЛИСИЧКА:  27b + 73b, если b = 8

    На  оценку «4» - гриб ПОДБЕРЕЗОВИК:  y + 17y + 12y, если  y = 7

    На оценку «5» -  БЕЛЫЙ гриб:  48k – 28k + 30, если  k = 4

    Лесовик. Ох-ох. Чявой-то я устал. Косточки бы поразмять. (Делает разминку вместе с ребятами)

    Учитель. Все выходим По-порядку: раз, два, три, четыре!

    Дружно делаем зарядку: раз, два, три, четыре!

    Руки выше, ноги шире.

    Влево, вправо поворот,

    Наклон назад, наклон вперед.

    У нас славная осанка,

    Мы свели лопатки,

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Пойдем мягко как лисята, ну, а если надоест,

    То пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес.

    Вы в малинник загляните.

    Там медведь!

    Да не бегите!

    Мишка ягоду сорвал, в рот отправил, прожевал.

    А за нею семь и восемь. Тихо сядем, лень отбросим.

    - Отдохнули?

    - Да!

    Ну вот, продолжаем наш урок.

    Лесовик. Ох, хорошо! Здорово! Последняя поляна осталась «Уравнения». Посмотрим, как вы с этим заданием справитесь, как правила знаете, как применяете…Кто смелый?

    (Учащиеся выполняют по очереди у доски с комментарием, остальные в тетради)

    а) 4х + 4х = 424; (на «3»)

    б) 4х + 5х + х = 120;  (на «4»)

    в) 6а + 3а – 2 = 79 (на «5»)

    (Учитель и Лесовик оценивают задание)

    Учитель. Хорошо. А теперь давайте сделаем Лесовику подарок. У каждого на столе есть рисунок, карандаши и листочки с самостоятельной работой. Поиграем в игру «Художник». С правилами игры вы знакомы. Только выберите задания по силам: на «5», на «4» или на «3». Удачи!

    (По окончании учитель показывает дубликат (Приложение 3), и учащиеся самостоятельно оценивают свою работу. У учащихся выполнявшим работу на оценки «3» и «4» допускается по одной ошибке. Если допущено по 2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл. У учащихся выполнявших работу на «5»- ошибки не допускаются, если сделана 1-2 ошибки, ставится «4», если 3 ошибки, то – «3»).

    Как можно назвать получившийся рисунок-картину? (Ответы детей)

    Лесовик. А, что похож. Спасибо, удружили. Таким гостям я всегда рад. Заходите еще. И помните о правилах поведения в лесу. До свидания!

    Учитель. Давайте с ним попрощаемся и скажем «До скорой встречи».

       

       V.  ИТОГ УРОКА.

     Учитель. Подошел к концу наш урок. Посмотрим, что за грибочки вы получили и выведем оценочки. (Выставление оценок). Лесовик подарил вам корзиночки, в них домашнее задание.

    Приложение1.

    ОПОРНЫЕ ЛИСТЫ

    Урок –изучение нового материала по теме «Упрощение выражений»

                         

                              

                                            на «5»                    на «4»             на «3»        на «2»

    *МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

    Задание

    1. Напишите распределительный закон умножения относительно сложения для чисел   а, b и  с.

    2. . Напишите распределительный закон умножения относительно вычитания для чисел   а, в и  с.

    3. Запишите выражение  69*12 + 31*12. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

    4. Запишите выражение 251*7 – 151* 7. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.

    5. Запишите      выражение 2*(17 + х). Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

    6. Запишите выражение 7а + 7*13. Перепишите его иначе, применив распределительный закон.                                      

    *ПЕРВАЯ ПОЛЯНА  « Представить в виде произведения выражения»

    Оценивание: В работе :

    • на  «3». Выставляется «3», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-хошибках оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
    • на «4» . Выставляется «4», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
    •  на «5». Выставляется «5», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

    *ВТОРАЯ ПОЛЯНА.  «Найти значение выражения». Каждый  должен выбрать грибок с заданием. (Задание на обратной стороне грибка) 

    На оценку «3» - гриб ЛИСИЧКА

    На  оценку «4» - гриб ПОДБЕРЕЗОВИК

    На оценку «5» -  БЕЛЫЙ гриб

    *ТРЕТЬЯ ПОЛЯНА. «Уравнения».(Выбрать одно уравнение)

    а) 4х + 4х = 424; (на «3»)

    б) 4х + 5х + х = 120;  (на «4»)

    в) 6а + 3а – 2 = 79 (на «5»)

    *САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ ИГРЫ «ХУДОЖНИК»

    Приложение2.

    ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

     в виде игры «ХУДОЖНИК»

    В работе :

    • на  «3»  допускается одна ошибка. Если допущено 2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
    • на «4» допускается одна ошибка. Если допущено  2 ошибки,  то оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух -   «2».
    •  на «5»- ошибки не допускаются. Если сделана 1-2 ошибки, ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».

    Приложение3.


     

    Комментарии

    спасибо!