О трудностях преподавания математики

Газизова  Валерия Валерьевна

 

О трудностях преподавания математики.

 

Математика- предмет особенный. Но все видимые и невидимые трудности может затмить просто интерес к ней. Вспомним важный психологический закон: ни один школьник, даже самый способный, не может подняться на высоты абстракции  иначе, как по лесенке. А лестница состоит из ступенек. 

Изучая математику, мы не можем перепрыгивать через ступеньки. И беда в том, что мы очень спешим выполнять программу, у нас нет времени на «посторонние разговоры».

Ну вот простой пример. Успеем ли мы поговорить о Пифагоре и его школе более трёх минут, если нам  надо  доказать теорему, закрепить её, применить? Если да, то польза от знакомства с историей математики выйдет за рамки математики, а если нет, то какой смысл имеет биография учёного (или вообще две его даты), если в ней не раскрываются

его научные результаты? Аналогичная проблема и с задачами. Две лёгкие или одну сложную? Вглубь или вширь? Доскональность или «его величество темп»? Если открытый урок, то конечно, темп! Это в моде. А противостоять этой моде разве не трудность?

Дифференциация – это тоже трудность. Нарушая разумную меру, можно разбить себе лоб и высокими идеями. Что интересно, даже если учитель и не вспомнит про такое красивое слово, она произойдёт всё-равно. В самом деле, мы знаем, кого вызвать  на уроке  для решения сложной задачи, мы знаем, кому поставить строже оценку, кому завысить, а кого вообще оставить в  покое, слава богу, что до школы дошёл, «осчастливил». Это всё на «автомате». Ну а если серьёзно, представим себе хороший урок. Актуализация, изучение нового материала, закрепление, повторение, задачи серьёзные, задачи-шутки, эффективно поданные на слайдах. Часть класса по карточкам что-то изучила, закрепила, повторила, проверила себя. А остальные? Неужели все этапы урока они прокрутили для себя так же фронтально, как это мы им предлагаем? Думаю, что нет. Или сильные или слабые здесь всегда проигрывают. Предпочесть сильных? Или вспомнить, что скорость флота равна скорости самого утлого судёнышка? Ах, да, дифференцировать! А если в классе 30 человек, в каждые глаза заглянешь?

Сделаем важный вывод: каждый момент нашей деятельности и труден и своеобразен.

                                  Наша служба и опасна и трудна,

                                  И на первый взгляд как будто не видна!

Действительно, порой надо дирижировать, оставаясь за кадром, и вдохновлять, оставаясь в тени. Одно лишь слово, сказанное вовремя, или пауза…

                                  И в сентябрьский день погожий,

                                  И когда метёт февраль,

                                  Школа, школа, ты похожа,

                                  На корабль, бегущий вдаль…

 

Мы в море трудностей. И наука «методика» не сводится к простому правилу или алгоритму. Каждый учитель вправе иметь собственное отношение к любому методическому вопросу. Сколько противоположных мнений!!!

Единство и борьба противоположностей.

Вот и трудно!

 

Комментарии

Газизова  Валерия Валерьевна

"Человек не может понимать окружающий мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией", - уверял С.В. Образцов. Мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, а сделать это, не побеспокоив душу, нельзя. Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем "эмоциональным компонентом" к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким! Настоящий учёный, он тоже поэт, Вечно жаждущий знать и предвидеть. Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!