Разрешите представить, Информационный источник сложной системы «Виртуальная математика. Задачи с параметром. 7-11 класс»

Свириденко Ольга Владимировна

 

Тема использования ЭОР в учебной деятельности общеобразовательных школ была озвучена на заседании Комиссии по Модернизации при Президенте Российской Федерации Д. А. Медведеве, на котором Президент поручил Министерству образования и науки России «…разработать и утвердить комплекс требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных образовательных ресурсов... для использования в общеобразовательных учреждениях».

В современных условиях существенно трансформируется понимание назначения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – они выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения, которые делают особый акцент на развитие компетенций обучающихся.

Использование ЭОР в учебном процессе построено на материале двух федеральных коллекций электронных образовательных ресурсов. Это: Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru

и коллекция Федерального центра цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.

Разрешите представить Вашему вниманию учебные материалы для системы общего образования «Информационный источник сложной системы «Виртуальная математика. Задачи с параметром. 7-11 класс» (далее ИИСС)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df413b15-266b-4a0a-bdb2 28fc41140ab2/111905/?interface=pupil&class=49&subject=17.

ИИСС предназначен для компьютерного сопровождения некоторых учебных тем, изучаемых в  7‑11-х  классах общеобразовательной школы и школ с углубленным изучением математики, на аудиторных занятиях по алгебре и при самостоятельной внеурочной работе (дома или в школьном компьютерном классе).

В ИИСС “Виртуальная математика. Задачи с параметрами 7-11 класс” разработано и реализуется три основных направления, различающихся по типу и способу взаимодействия с учеником:

·         информационный блок, включающий обучающие и иллюстрирующие тексты, соответствующие пяти основным разделам курса:

1. Линейные уравнения и неравенства с параметрами  (7-8класс)

2. Квадратные уравнения и неравенства  с параметрами (8-9 класс)

3. Уравнения и неравенства с параметрами, приводимые к линейным или квадратным   уравнениям и неравенствам (9-11 класс)

4. Комбинированные уравнения и неравенства с параметрами (9-11 класс)

5. Задачи с параметрами в математическом анализе (10-11 класс),

 а также 30 интерактивных презентаций, соответствующих тридцати подразделам представленных выше пяти основных разделов

·         практический блок, включающий 225 задач-тренажеров со встроенной функцией пошагового контроля решения. 

·         контролирующий блок, включающий 125 задач-тренажеров с функцией глобального контроля. 

ИИСС разрабатывался для того, чтобы:

  • предоставить учителю сценарии уроков и элементы визуального ряда (динамические демонстрации в форме анимации, интерактивных моделей), иллюстрирующего основную учебную информацию и предполагающего активное его потребление (восприятие) учащимся через выполнение интерактивных заданий;
  • предоставить учителю и ученику технологическую поддержку проведения практикумов через интерактивные методические материалы, содержащие виртуальную модель изучаемой системы;
  •  предоставить учителю и ученику инструменты для индивидуальной отработки базовых умений и навыков, необходимых для решения задач, на основе системы интерактивных тренажеров;
  • предоставить инструмент для организации самостоятельных занятий школьников в форме повторения и систематизации учебного материала, выполнение части домашних заданий; такое использование среды учащимися возможно в школьном компьютерном классе в часы свободного доступа или дома.

Формы ИКТ-поддержки учебных занятий

Существующие в школьной практике формы ИКТ-поддержки учения могут быть упорядочены, исходя из места в этом процессе учителя, который при любой технологии сохраняет за собой функции организатора предметного обучения. Выделим шесть групп таких форм.

1. Фронтальная работа класса под «директивным» воздействием учителя:

  •   изложение нового материала:– в форме лекции; в форме проблемной беседы; на основе демонстрационного эксперимента (натурного с   автоматизированной обработкой или имитационного с применением LCD-проектора или интерактивной доски);
  •  методическое сопровождение практического эксперимента;
  •  объяснение технологии решения задач;
  •  уроки повторения и закрепления учебного материала в форме диалога, при котором источником вопросов является учитель, использующий компьютер;
  •  сопровождение доклада, подготовленного учащимся (в данном случае замещающим учителя).

2. Фронтальная работа класса при консультационном сопровождении учителя:

§  уроки повторения и закрепления материала в форме диалога, при котором источником вопросов является не учитель, а компьютер;

§  уроки типа «мозговой штурм» при поиске решения проблемы или выработке схемы решения задач;

§  выполнение учащимися многошагового задания или серии связанных заданий.

3. Работа в группах при методической поддержке учителя:

  •   изучение нового материала с использованием обучающего сценария;
  •  решение интерактивных задач или заданий из состава интерактивных тренажеров,
  •  возможно с элементами соревнования групп;
  •  работа с информационными материалами на локальном компьютере или в сети.

Имеется один канал информации: компьютер –> ученики и обратно. Взаимодействие в форме истинного интерактива.

4. Индивидуальная работа учащихся на аудиторных занятиях при методической поддержке учителя:

  • изучение нового материала с использованием обучающего сценария;
  •  тренинги по отработке базовых навыков, необходимых для экспериментального исследования или решения задач;
  •  решение интерактивных задач в рамках общеклассного или индивидуализированного маршрута;
  •  работа с другими разновидностями диалоговых систем;
  • или без поддержки учителя:
  •  выполнение проверочных и контрольных работ;
  •  тестирование.

5. Самостоятельная индивидуальная или групповая работа учащихся дома или в «компьютерном читальном зале» (компьютерном классе в часы свободного доступа) по заданию учителя.

Могут использоваться различные типы ресурсов – информационные (в том числе сетевые) либо демонстрационного, исследовательского или тренажерно-контролирующего характера.

6. Самостоятельная индивидуальная или групповая работа учащихся в инициативном порядке, в том числе дистанционные формы получения образования.

В отличие от первых пяти групп форм ИКТ-поддержки учения здесь преподаватель может вовсе не иметь прямого контакта с учащимися. Могут использоваться ресурсы всех типов, перечисленных в пункте 5, и дополнительно – модульные текстово-графические системы для дистанционного обучения и самообразования.

Существенно, что на основе одного и того же виртуального учебного объекта (или их комплекса) могут быть организованы различные по форме учебные занятия. Например, обучающий сценарий может быть использован для проведения лекции, проблемной беседы, группового или индивидуального изучения нового материала в компьютерном классе или дома. Задания интерактивного тренажера полезны при объяснении приемов и способов решения задач, организации «мозгового штурма», групповом или индивидуальном тренинге. Интерактивная модель может выступать в качестве опоры при объяснении нового материала, объекта исследования в рамках лабораторного практикума, результата проектной деятельности. Эти примеры можно продолжать.

Отметим, что программное средство учебного назначения не заменяет учебник, задачник, практикум по решению задач (как и самого учителя), но позволяют дополнить возможности традиционных средств учения богатым визуальным рядом, индивидуализированным тренажем и контролем, моделирующей деятельностью. Благодаря этому обогащаются по сравнению с традиционной методикой иллюстративная и исследовательская линии процесса учения, автоматизируется его тренировочно-контролирующая линия. Как следствие, по ряду показателей облегчается труд учителя при существенной интенсификации работы ученика. Наконец, ИКТ-насыщенная среда учения содержит дополнительные инструменты организации самостоятельной работы учащегося, например, электронные дневники и журналы и даже своеобразные электронные рабочие тетради, которые проверяют выполнение домашних заданий.

ИИСС содержит нежесткие рекомендации по использованию ряда организационных форм и планированию учебной работы. При этом предполагается, что объем используемого цифрового материала учитель определяет самостоятельно.

ЦОР являются хорошим дополнительным источником информации и математических упражнений, и в тоже время современным средством обучения.

Ссылки на источники:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e46f6859-2aa4-458d-b9a4-dbc4518b1bee/Metoda2.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af5272a8-e922-426d-bc9d-199bc184e1ac/Metoda1.htm