«История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках математики».

«История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках  математики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 «История науки – как средство активизации познавательной деятельности и воспитания учащихся на уроках  математики».

    Математика и история-две неразрывные области науки. Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин я считаю, является предметом изучения не непосредственно вещи, составляющей окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.    

     Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед учителем математики и которых почти не знают учителя других наук. Передо мной как  учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

   Эта особенность математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих передо мной как учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях.                

   Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.

Особое место я выделяю в обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал: например в 7 классе при изучении темы «Измерение отрезков», в 8 классе при изучении темы «История квадратных уравнений», использую разнохарактерные письменные источники; сообщения по темам « Решето Эратосфена», « Проблема Гольдбаха», «Современные числа», доклады «История теоремы Пифагора», также я применяю старинные задачи, сказки по теме «История о круглых братьях», легенды, свидетельства античных авторов.

   Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

   Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.

Решая проблему формирования интереса учеников к учению, использую возможности двух школьных предметов. Сведения из истории математики, задачи исторического характера, софизмы (например «Об Ахиллесе и черепахе») -лишь немногие «точки соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.

Как, добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Например, в учебнике Н.Л.Виленкина выделяются уроки истории математики, которые приводятся в конце изучения каждой темы.  Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, а при проведении уроков - конференции по темам «Симметрия», «Графы»,  урока -спектакля «История квадратных уравнений», урока - экскурсии «Экскурсия в Музей прогрессии», урока - игры «Как люди считали в древности», виртуального путешествия «Приданье старины далекой» использую современные информационные технологии.  

      Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:

  1. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач.
  2.  С помощью исторических уходов в уроке, я могу дать возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам теорем, как бы вновь «открывая» их, давать ученикам искать их доказательства, побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками. Всё это способствует обучению школьников умению самоопределяться, учиться быть уверенным в своих возможностях и отстаивать собственные взгляды и убеждения.
  3. Тщательно продуманные и организованные мною научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у учащихся терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, то есть толерантность. Эти научные споры обучат также способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.
  4. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В.А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей.
  5.  Исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся, это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.

   История математики неразрывно связана с историей всего человечества, поэтому каждый уважающий себя человек должен её знать. Человека, который совсем незнаком с историей предмета, который он изучает, можно сравнить с деревом без корней. Понятно всем, что это дерево большим не вырастет и долго не проживёт. Так и человек - не достигнет больших успехов и не сделает новых открытий в науке, если не будет обращаться к её прошлому. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и совершенно невозможно правильно представить будущее. Люди творят эпоху, эпоха накладывает свой отпечаток на её творцов. История - не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет любознательности отдельных учёных, но и наша современность, наше будущее.