Открытый урок в школе

Ботина Анастасия Андреевна

Я уже третий год работаю в школе и всё время пытаюсь понять, какой он, современный урок? Хочется очень понять, что нужно предоставить такое на открытом уроке, чтобы удивить. И, конечно, я стала искать ответ на этот, для меня непростой, вопрос. И вот, что мне удалось найти...

7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1. Это урок самореализации ученика

На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личносто-значимую для него область бытия.

Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть ученику просто переданы, или, как говорят психологи, интериоризированы в него. Цели ученика сопрягают его личностную миссию и внешний мир, в том числе и внешний заказ на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Без собственного самоопределения и самоцелеполагания нынешнему человеку просто не удержаться в непрерывно меняющихся ветрах происходящих изменений.

Там где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.

2. Это урок открытия нового

Открывать можно субъективно или объективно новое. Но не любое новое, а то новое, что соответствует личностным образовательным потребностям, целям, миссии ученика в каждой конкретной изучаемой области или теме.

Новое – это не новая информация о чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке должно происходить приращение ученика – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.

Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий, эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые. В этом и есть смысл учительского счастья – дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.

3. Это урок создания образовательной продукции

Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».

И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое? Что проку от развития его «учебно-познавательных способностей»? По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.

К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Так дайте им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме. А когда ученик создал, например, свою таблицу сложения чисел, то и он с удовольствием познакомится с аналогичной таблицей Пифагора, тем самым, освоит и требования стандартов.

4. Это урок развития компетентностей

Если принять необходимым условием современного урока образовательную продукцию учеников, то следует научить их создавать её. Урок должен быть таким, чтобы ученики стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата.

Компетентность – это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая географию, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве города или природы, владеет способами применения различных типов карт, имеет опыт путешествий, личностное отношение к ним.

5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных

Современный урок не может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а ученики повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.

6. Это метапредметный урок

«Мета» – означает «стоящее за». За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности типа «золотого сечения», принципы, например, тождественности микро и макрокосма. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам.

Речь не идёт об обязательном включении во все уроки элементов философии, хотя метапредметность находится в области именно этой науки. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия.

7. Это урок социального учёта

Учителю, да и ученику приходится жить не только по своим желаниям и возможностям. Необходим учёт внешних требований, настроений, «духа времени». И если, например, образовательные стандарты предложены недоработанные, а требования чиновников необоснованные, это не повод уходить в монастырь или покидать страну, ещё не научившуюся быть человекосообразной. Нужно уметь находить компромиссы, достигая наибольшего из возможного. Как говориться, делай что можешь и будь что будет. Компромисс необходим, но без лизоблюдства и «прогибона» перед власть имущими. Нужно учить детей сопрягать свою миссию с внешними обстоятельствами, не теряя при этом своего смысла и целей.

На первый взгляд может показаться, что затруднительно применять все семь критериев к каждому уроку. Действительно, невозможно чисто механически заниматься 5 минут самореализацией ученика, следующие 5 минут – открытием нового и т.д. Речь идёт о целостной системе критериев. Для отработки каждого из них необходимы время и усилия, выходящие за рамки одного урока. Освоение названных критериев - профессиональная мировоззренческая задача учителя, которая не решается одномоментно, но служит основанием для построения СИСТЕМЫ УРОКОВ. И если учитель пережил, принял и научился реализовывать каждый из указанных критериев, он будет способен реализовывать их в комплексе, причём не только за время одного урока, но и в любые 10 минут своей профессиональной деятельности.

 

 
 

Комментарии

Ботина Анастасия Андреевна

Буду очень признательна всем, кто поделится своим опытом и знаниями...

Бирюкова Татьяна Александровна

Спасибо за полезную информацию!

Акимова Ольга Алексеевна

Спасибо, очень доступно

Миронова Юлия Валерьевна

Согласна по всем пунктам. Очень правильные мысли.