Решение текстовых задач.

Куценко Ольга Владимировна

          В своей работе я большое внимание уделяю решению текстовых задач, особенно на этапе осмысления, анализа условия  и поиска их решения. Именно решение текстовых задач развивает у учащихся самостоятельность мышления, способность анализировать, рассуждать, обосновывать; развивает логическое мышление, познавательные способности.  Е.С. Ляпин так охарактеризовал функции задач: «Путём решения задач формируются различные математические понятия, осмысливаются различные арифметические операции. Задачи часто служат основой для вывода некоторых теоретических положений. Задачи содействуют обогащению и развитию правильной речи учащихся. Задачи помогают учащимся понять количественные соотношения различных жизненных фактов. Задачи соответствующего содержания содействуют воспитанию учащихся. Особенно важна роль задач как средства развития логического мышления учащихся, их умения  устанавливать зависимости между величинами, делать правильные умозаключения».

        На этапе осмысления условия задачи применяю следующий приём работы с текстом - "ТАСК - анализ". ТАСК  расшифровывается как тезис - анализ - синтез - ключ. Его назначение - помочь обучающимся научиться независимо размышлять об отдельных фрагментах текста. Этот метод представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, на которые предстоит ответить в ходе чтения текста.

1. О чём говорится в задаче?

2. Что известно в задаче?

3. Что неизвестно в задаче?

4. Какой главный вопрос задачи?

5. Можно ли определить тип задачи?

6. Сколько участников в задаче?

7. Какими величинами характеризуется ситуация?

8. Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?

9. Какие величины известны?

10. Как связаны величины, характеризующие процесс задачи? 

       Также при решении задач использую метод "ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА" РАБОТЫ С ТЕКСТОМ (Модель Льюка и Фрибоди):

Умение кодировать, или я как дешифровщик текста.  Моделирование условия задачи.

Умение понять, или я как участник текста.  Установление взаимосвязей между величинами; заполнение таблицы, используя формулы, связывающие величины (выражаем одну величину через другую).

Умение применять, или я как пользователь текста. Решение задачи.

Умение оценивать, или я как критически грамотный читатель. Интерпретация полученного результата.

       При моделировании условия задачи в основном использую таблицы, так как считаю, что в них можно  грамотно показать используемые величины и проследить связь между ними. В ниже приведённых файлах я рассматриваю моделирование условий в виде таблиц на примерах некоторых задач на движение, на смеси и сплавы.

        Предлагаю читателям оценить. Жду Ваших комментариев.

 

 

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_dvizhenie.doc145.5 КБ
Microsoft Office document icon zadachi_na_smesi_splavy.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ

1. Расстояние между городами А и В равно 630 км. Из города А в город В выехал автомобиль, а через 2 часа следом за ним со скоростью 60 км/ч выехал мотоциклист, догнал автомобиль в городе С и повернул обратно. Когда он вернулся в А, автомобиль прибыл в В. Найдите расстояние от А до С (в км).

v

t

S

     автом.

АС

СВ

? км/ч

=

? км/ч

               ? км

                              630 км

               ? км

  мотоц.

АС

СА

60 км/ч

60 км/ч

?, на 2ч меньше

? км

=

? км

Решение:               

v

t

S

     автом.

АС

СВ

х ? км/ч

=

х ? км/ч

у + 2

у

               60у  ?км

                    +              630 км

               ху ? км

  мотоц.

АС

СА

60 км/ч

60 км/ч

у ?, на 2ч меньше

у

60у ? км

=

60у ? км

    х(у + 2) = 60у,

    60у + ху = 150;

    х = 45,

    у = 6.

  Ответ: 360 км.

2. Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути − со скоростью, на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в пункт В  одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля.  Ответ дайте в км/ч.

v

t

S

    I

 

? км/ч

           ? км

               

II

 

24 км/ч

? км/ч, на 16 км/ч

                  больше

           ? ч

     ? ч

           ?ч

           ? км

             =          ? км

          ? км

Решение:

v

t

S

    I

 

х  ? км/ч

           

             х    

          ? км

               

II

 

24 км/ч

? км/ч, на 16 км/ч

х + 16     больше

        у

      24  ? ч

       +             ? ч

       у     ?ч

   х+16

       у  ? км

             =          ? км

       у  ? км

 

v

t

S

пас.

50 км/ч

36 сек. = 0,01 ч

 х ? км + 0,6 км

скор.

85 км/ч

 

135 км/ч – скорость сближения

х км – длина поезда

+ 0,6) км – скорый поезд за 36 сек. прошёл расстояние,  равное сумме длин поездов

135 • 0,01 = х + 0,6;

х = 0,75

0,75 км= 750 м.

Ответ: 750

v

t

S

1 встреча

вел.

мот.

? км/ч

? км/ч

30мин +10мин

10мин

             

                             

             

 2 встреча

вел.

мот.

? км/ч

? км/ч

30мин

30мин

? км

? км, на 30 км больше

Решение:

v

t

S

1 встреча

вел.

мот.

              х ? км/ч, в 4 раза

                            меньше

? км/ч

30мин +10мин =

                    40 мин

10мин

             

                             

             

 2 встреча

вел.

мот.

х ? км/ч

? км/ч

  30мин = 0,5 ч

  30мин = 0,5 ч

0,5х ? км

4х ∙ 0,5

? км, на 30 км больше

4х • 0,5 = 0,5х + 30;

х =20

20км/ч –  скорость велосипедиста

20 • 4 = 80(км/ч) – скорость мотоциклиста

Ответ: 80

v

  vс              vт

t

S

 лодка

по теч.

пр. теч.

15 км/ч             ? км/ч

15 км/ч             ? км/ч

          ? ч

                      12 мин

         ? ч

 

                     ? км

                       =

                     ? км       

                             

             

 плот

по теч.

                        ? км/ч

 

 

 

Решение:

v

  vс              vт

t

S

 лодка

по теч.

пр. теч.

15 км/ч    +   х  ? км/ч

15 км/ч       х  ? км/ч

        ? ч

                   12 мин = 0,2 ч

        ? ч

 

                 у   ? км

                       =

                 у   ? км       

                             

             

 плот

по теч.

                      х  ? км/ч

 

 

 

1) Лодка по течению обгоняет плот со скоростью:    

    (15 + х) – х = 15 км/ч – скорость удаления

2) Против течения лодка движется навстречу плоту, тогда скорость сближения равна

    (15 – х) + х = 15 км/ч

3) у км – длина плота

         у / 15   + у / 15  = 0,2

          у = 1,5км = 1500 м

v

  vс              vт

t

S

  яхта

по теч.

пр. теч.

? км/ч             3 км/ч

? км/ч             3 км/ч

                   ? ч

                                  ?ч

                  ? ч

 

140 км

                       

140 км

                             

             

 плот

по теч.

                   3 км/ч

         ?ч, на 3 ч больше

                 

60 км

Решение:

v

  vс              vт

t

S

  яхта

по теч.

пр. теч.

х ? км/ч    +      3 км/ч

х ? км/ч          3 км/ч

        140   

      х +3     ? ч

         +             =

        140                   ?ч 17

      х – 3    ? ч

 

140 км

                       

140 км

                             

             

 плот

по теч.

                  3 км/ч

 60:3=20  ?ч, на 3 ч больше

                 

60 км



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ

1. Для размножения водорослей вода в аквариуме должна содержать 2% морской соли. Сколько литров пресной воды надо добавить к 80 литрам морской воды с 5-% содержанием соли, чтобы получить воду, пригодную для аквариума?

                                               Решение:

                     I (морская вода)      +      II(пресная вода)    =         III(вода в аквариуме)

Весь р-р      80л – 100%            120  ? л                  200 ? л – 100%              

Соль         4  ? л  – 5%                       0 л                       4 ? л – 2%

       

         1) 80 · 0,05 = 4(л) – соли в I растворе или в III получившемся растворе

         2) 4 : 0,02  = 200(л) – весь III раствор  

         3) 200 – 80 = 120 (л) – добавили воды или II раствора

    Ответ: 120 л.

     

 

2. Имеется два куска сплава олова и свинца, содержащие 60% и 40% олова. В каком отношении нужно взять первый и второй кусок, чтобы получить 600 г сплава, содержащего 45% олова?

                                               

                            I кусок           +            II кусок             =          III кусок

Сплав           ? г – 100%                   ? г – 100%                  600 г – 100%              

Олово           ? г  – 60%                    ? г – 40%                      ? г  –  45%

                                             

Решение:

                         I кусок              +            II кусок            =          III кусок

Сплав        х г – 100%               (600 – х) г – 100%           600 г – 100%              

Олово   0,6х г  – 60%           0,4(600 – х) г – 40%         270г ? г  –  45%                                                                                                    

                             0,6х + 0,4(600 – х) = 270;

                                      х = 150

150 г – I  кусок

450 г – II  кусок

150 : 450 = 1/3 – отношение первого ко второму

Ответ: 1:3

 

3. Имеется два сплава. Один содержит 2,8 кг золота и 1,2 кг примесей, другой 2,7 кг золота и 0,3 кг примесей. Отрезав по куску от каждого сплава и сплавив их, получим 2 кг сплава с процентным содержанием золота 85%. Сколько кг металла отрезали от второго сплава?

Было

                                I  сплав                                       II сплав              

Весь сплав       ? кг = 2,8 г + 1,2 г  – 100%               ? кг = 2,7 г + 0,3 г – 100%                                  

Золото                   2,8 кг          – ?%                           2,7 кг       – ?%                      

Отрезали и получили

                         I сплав              +            II сплав           =          III сплав

Весь сплав      ? кг – 100%                   ? кг – 100%           2 кг – 100%              

Золото           ? кг  – ?%                       ? кг – ?%               ? кг  –  85%                                                                                                    

Решение:

                                                       Было

                                I  сплав                                       II сплав              

Весь сплав          4 ? кг   – 100%                           3 ? кг   – 100%                                  

Золото                2,8 кг    – 70 ?%                         2,7 кг  – 90 ?%                      

                                                 

                         I сплав              +            II сплав           =          III сплав

Весь сплав      2 – х кг – 100%               х  кг – 100%          2 кг – 100%              

Олово       0,7(2 – х ) кг  – 70 ?%       0,9х кг – 90 ?%      1,7 ? кг  – 85%                                                                                            

                             0,7( 2 – х ) + 0,9х = 1,7;

                                      х = 1,5

1,5 кг – отрезали от второго куска

Ответ: 1,5 кг.

 

4. Смешали некоторое количество 15% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация

получившегося раствора?

                            I раствор           +            II раствор             =          III раствор 

Раствор             ?  – 100%                    ?   – 100%                    ? – 100%              

Вещество           ?    – 15%                    ?   – 19%                      ?   –  ?%

                                             

Решение:

                         I раствор             +            II раствор            =          III раствор

Раствор            х ? – 100%                 х ? – 100%                    ? – 100%              

Вещество   0,15х ?  – 15%           0,19х ? – 19%               0,34х ?   – 17 ?%

Ответ: 17%.

                            

 

5. Смешав 40-процентный и 70-процентный растворы кислоты и добавив 20 кг чистой воды, получили 41-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 20 кг воды добавили 20 кг 60-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 53-процентный

раствор кислоты. Сколько килограммов 40-процентного раствора использовали для

получения смеси?

I раствор

II раствор

III вода

IV раствор

Весь раствор

    ? кг  –  100%

    ? кг  –  40%

    ? кг – 100%

    ? кг – 70%

         20 кг

            0

   ? кг – 100%

   ? кг – 41%

Кислота

I раствор

II раствор

III раствор

IV раствор

Весь раствор

    ? кг  –  100%

    ? кг  –  40%

    ? кг – 100%

    ? кг – 70%

   20 кг – 100%

     ? кг – 60%        

   ? кг – 100%

   ? кг – 53%

Кислота

Решение:

        I раствор             +         II раствор       +          III раствор      =      IV раствор

Весь раствор

    х кг  –  100%

  0,4х кг  –  40%

    у кг – 100%

  0,7у кг – 70%

         20 кг

            0

х+у+20 кг – 100% 0,4х+0,7у кг – 41%

Кислота

I раствор

II раствор

III раствор

IV раствор

Весь раствор

    х кг  –  100%

  0,4х кг  –  40%

    у кг – 100%

  0,7у  кг – 70%

   20 кг – 100%

   12 кг – 60%        

х+у+20 кг – 100%

0,4х+0,7у+12 кг – 53%

Кислота

  41 (х + у + 20) = 100(0,4х + 0,7у),

  53(х + у + 20) = 100(0,4х + 0,7у + 12)

6. Имеются два сосуда. Первый содержит 5 кг, а второй – 10 кг раствора кислоты разной

концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 40% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

       I раствор                +              II раствор                  =               III раствор

Весь раствор

    5 кг  –  100%

    ? кг  –  ?%

    10 кг – 100%

    ? кг – ?%

          ? кг – 100%

          ? кг – 40%

Кислота

I раствор

II раствор

III раствор

Весь раствор

   

 

    ? кг  –  100%

    ? кг  –  ?%

   

      ? кг – 100%

      ? кг  –  ?%

   

          ? кг – 100%

          ? кг – 35%

Кислота

Решение:

       I раствор                +              II раствор                  =               III раствор

Весь раствор

    5 кг  –  100%

 0,05х кг  –  х%

    10 кг – 100%

    0,1у кг – у %

          15 кг – 100%

          6 кг – 40%

Кислота

I раствор

II раствор

III раствор

 

Весь раствор

   

 

    z кг  –  100%

0,01хz кг  –  х%

   

      z кг – 100%

0,01уz  кг  –  у  %

                 

   

          2z кг – 100%

        0,7z кг – 35%

Кислота

  0,05х + 0,1у = 6,

  0,01хz + 0,01уz = 0,7z