Эксперимент как средство повышения качества математического образования

Повышение качества математического образования школьников в общеобразовательной школе является одной из наиболее актуальных проблем. Бесспорно, что хорошее математическое образование необходимо не только будущим математикам, но и инженерам, экономистам, политикам, управленцам, квалифицированным рабочим. Научить ученика учиться – основная задача педагога. Одним из способов решения этой задачи может быть проведение экспериментальных и исследовательских работ, которые позволяют ученику приобретать знания в процессе деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эксперимент как средство повышения качества математического образования

Повышение качества математического образования школьников в общеобразовательной школе является одной из наиболее актуальных проблем. Бесспорно, что хорошее математическое образование необходимо не только будущим математикам, но и инженерам, экономистам, политикам, управленцам, квалифицированным рабочим.

Научить ученика учиться – основная задача педагога. Одним из способов решения этой задачи может быть проведение экспериментальных и исследовательских работ, которые позволяют ученику приобретать знания в процессе деятельности.

Особенностью предлагаемых мною заданий на уроках является то, что кроме требования произвести те или иные вычисления они  содержат вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи.

Мы с вами знаем, что человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам переживает, 90% того, что сам делает.

 

Известный китайский мыслитель древности Конфуций сказал:

« Три пути ведут к познанию:

Путь размышления – самый благородный,

Путь подражания – самый лёгкий,

И путь опыта – этот путь самый горький».

Мы с вами выбрали самый трудный путь-путь опыта.

У многих из нас в течение жизни периодически возникают вопросы: как измерить длину побережья круглого озера? Чему равна длина арены цирка? Чему равна длина экватора Земли?

Это измерить непросто, если не знаешь формулы, которую вывел Архимед.

Только необходимо вспомнить, что такое радиус и диаметр окружности.

Молодцы. Помните.

А теперь давайте пройдём тот же путь, что и Архимед, когда выводил свою замечательную формулу. Сейчас мы с вами создадим четыре опытно-экспериментальные группы, и проделаем один и тот же опыт с четырьмя различными окружностями.

Теперь выполним замеры: длину окружности (1 колонка в таблице) и диаметр (2-ая колонка). Измерения прошу проводить как можно точно и аккуратно. Результаты замеров прошу занести в таблицу.

После измерений предметов произведите расчёт: длину окружности разделите на диаметр(3-я колонка).

Чтобы получить формулу, по которой можно вычислить длину окружности, возьмите стакан, или какой – нибудь другой предмет, дно которого имеет форму круга. Оберните стакан ниткой и, развернув нитку, измерьте ее длину линейкой.  Вы получите длину окружности, ограничивающей дно стакана. Далее измерьте линейкой диаметр донышка и вычислите отношение длины окружности к длине диаметра. А теперь давайте сравним результаты. Что вы заметили?

Оказывается, независимо от размера окружности, отношение длины её к диаметру есть всегда величина постоянная, равная числу П или примерно 3,14. Какой вывод мы можем сделать?

Так при изучении темы «Параллелограмм» математика – 6 под редакцией Дорофеева, применяю экспериментальные задания, который позволяют учащимся усвоить свойства параллелограмма.

Эксперимент с калькой позволяет нам открыть и другие свойства параллелограмма:

  1. При повороте противоположные стороны и углы параллелограмма «поменялись местами». Какой можно сделать вывод?
  2. При повороте отрезки ОА и ОС, а также ОD и ОВ поменялись местами. Каждая диагональ займет свое место.

Какой можно сделать вывод об отрезках диагоналей?

Посмотрим, что данное свойство дает нам удобный способ построения параллелограмма.

Вывод:

Противоположные стороны равны

Вывод:

Противоположные углы равны

Вывод:

Диагонали точкой О делятся пополам.

При изучении темы «Круглые тела» учащиеся с помощью экспериментальных заданий знакомятся с различными видами сечений. Вылепи из пластилина цилиндр и разрежьте его так, чтобы в сечении получился круг, эллипс. Как надо разрезать цилиндр, чтобы в сечении получился прямоугольник?

Вылепи из пластилина конус. Разрежьте его так, чтобы в сечении получился эллипс. Как надо разрезать конус, чтобы в сечении получить треугольник? Круг?

Использование эксперимента на уроке является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности.

Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему – то научусь. Китайская поговорка.