Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в школе гуманитарного профиля.

Степаненко Анастасия Павловна

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в школе гуманитарного профиля.

(автор: А.П. Степаненко, учитель математики, ГБОУ СОШ №13 Санкт-Петербурга)

Современные подходы к образованию ставят перед учителем – предметником все более сложные задачи в подготовке каждого урока, так и к подготовке к сдаче итоговой аттестации.

 Ранее обучение строилось на методиках освоения академических знаний, а теперь большое внимание уделяется умению применять эти знания в повседневной жизни. Учитель, владея арсеналом разных педагогических технологий, стремится сформировать у учащихся потребность в активном познании окружающего мира. Вы когда-нибудь задумывались о том, что именно математика является одним из основных предметов в школьном образовании и занимает первую позицию по суммарному количеству учебных часов за все годы обучения в школе? Также, не секрет, что математика является одним из обязательных экзаменационных предметов. Любой предмет, а математика особенно, требует от ученика разных навыков «умения учиться»: и умственного напряжения, и сосредоточенности, и внимания, а, подчас, и настойчивости. Очевидно и другое…Практика показывает, что немногие ученики охотно изучают точные науки, особенно это ощущается в школе с углубленным изучением языков. Большая часть относит себя к людям с «гуманитарным складом ума», искреннее считая, что эти науки им не пригодятся, да и слишком сложны. Перед учителем встает задача не из легких: как снизить негативное отношение к предмету? Как обучать детей с очень развитым образным мышлением и чем можно привлечь их интерес? Учитель должен поработать и со слабоуспевающими и не упустить сильных мотивированных учеников.  Учитель не может останавливаться в желании подобрать и освоить новые формы и методы обучения, чтобы успешно решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные.

Казалось бы, что воспитывать, решая примеры и доказывая теоремы, просто невозможно. В моей, небольшой пока, практике очень удачным оказалось использование краеведческих ресурсов в подборе содержания заданий, а также организации проектной деятельности учащихся. Детям нравится чувствовать значимость поиска ответов на обозначенную проблему, которая обязательно присутствует в методе проектов. Учителю интересно совместно с детьми определенным образом организовать поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, направленную на достижение результата и оформление небольшого конечного «продукта».

Приведем некоторые примеры из материалов проекта, который можно использовать на уроках при изучении новой темы, закрепления пройденного или проверки знаний учащихся.

Проект включает в себя три направления:

  • задачи культурологического содержания
  • математический калейдоскоп
  • тестирование

Отметим, что изучение родного города возможно включить во все предметы и это, как вариант, может стать ПРОЕКТОМ работы всей команды педагогов.

Итак, задачам культурологического содержания можно отнести, например, такие. 

  1. Нева – единственная в мире река, через которую на протяжении 13 км перекинуто 8 мостов. Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт- Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, из которых в центральной части города 315, а остальные – в разных районах большого красивейшего мегаполиса.

ДАЛЕЕ можно задать разные вопросы (математический калейдоскоп):

Сколько мостов построено в новых районах Санкт-Петербурга?

Какую часть составляют мосты вашего района (в нашем случае-Невского) от числа мостов города? От числа мостов разных районов, кроме центра города?

Решая эту задачу, в процессе работы, детям придется найти информацию о мостах невского района Санкт-Петербурга. Учитель может придумать множество заданий с математическими расчетами, требующих от детей умения найти соответствующую информацию и умения внимательно читать задания (развивая при этом компетенцию функциональной грамотности).

Для справки: их насчитывают 11 (Рыбацкий, Володарский, Российский, Ледовый, Яблоновский, Б.Обуховский, Б.Яблоновский, Шлиссельбургский, Товарищеский, Клочков, Долгоруков)

Ответ: 224 моста в разных районах города; 2 % приходится на долю мостов в Невском районе от числа всех мостов; около 5% (4,9%) составляет доля от мостов разных районов города.

 

  1. Через Обводный канал переброшено 18 мостов, а через канал Грибоедова – на 2 больше, через Зимнюю канавку в 6 раз меньше, чем мостов через Обводный. Сколько мостов переброшено через канал Грибоедова? Через Зимнюю канавку? Как ты думаешь, от чего зависит количество мостов, переброшенных через эти каналы?

Ответ: 18+2= 20 (м.) – через канал Грибоедова

             18:6 =3 (м.) –через Зимнюю канавку

Количество мостов зависит от протяженности (длины) канала. Чем он длиннее, тем больше мостов. А, также, от количества улиц, выходящих на его набережные. Чем их больше, тем больше и мостов.

  • Детям можно предложить подтвердить свои рассуждения. Тогда они должны найти в справочных материалах длину Зимней канавки (5080 дм=… метров) и длину Обводного канала (8 км= 8000 метров). Вывод: 8000 м больше, чем 508 метров, что совпадает с нашими цифрами и рассуждениями. На 8000 метров приходится 18 мостов, а на 508 метров – всего 3 моста.

В приведенных примерах можно увидеть некоторую информацию о Санкт-Петербурге. Можно создать несколько слайдов с изображением карты города и показать локацию мостов и рек. А, также, продемонстрировать красивые фотографии или старинные гравюры с изображением мостов и рек нашего города.

Чем мы занимались? Конечно, математикой! Но, как красиво и интересно рассматривать достопримечательности нашего города, сравнивать, запоминать, узнавать исторические факты, рассуждать. Анализируя опыт реализации применения проектной работы на уроках и во внеурочной деятельности, выяснилось, что учащиеся –гуманитарии, заинтересовались форматом и содержанием заданий, подобрали интересные краеведческие справки, создали необходимые слайды и успешно решили поставленную задачу. Вне всякого сомнения, они проявили умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, повысили навыки самостоятельной работы, приобрели уверенность и повысили самооценку. Воспитывали ли мы их в этом проекте? Да, незримо вовлекая их в чудесное пространство нашего города, напоминая им, что мы –петербуржцы, что нам повезло иметь возможность пройти по этим мостам и набережным, вспоминая, казалось бы, обычный урок математики…

Формат статьи не дает возможности привести больше интересных примеров и заданий, но целью написания и публикации было показать вектор для работы современного учителя математики в гуманитарном образовательном пространстве! Мне очень интересно работать творчески, а вам?