Интегрированный урок по изобразительному искусству

Шибайло Нина Геннадьевна

 

Муниципальное образовательное учреждение общего образования

« Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал из опыта работы

2010-2011    год

 

« Интегрированный урок по изобразительному искусству с использованием межпредметных связей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Учитель изобразительного искусства

                                                                                     Нина Геннадьевна Шибайло.

 

 

 

 

С. Шелаболиха

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 

I Актуальность

 

II Целостность- гармония- интеграция.

 

III Содержание и организация интегрированного урока по изобразительному искусству с использованием межпредметных связей.

 

IV Анализ интегрированного урока.

 

V Результативность (достижения учителя и учащихся)

 

VI Заключение.

 

VII Список литературы.

 

VIII Приложение:

     - Аннотированный структурированный каталог Интернет - ресурсов по

     изобразительному искусству;

    -Творческий проект «Зелёная фантазия»;

    -Поисковый проект «Напишем письмо солдату» посвященный

     65- летию Великой Победы;

    -Психологическая игра «Вокзал мечты»;

    -Уроки с применением ЦОР;

    -Мастер класс «Что за чудо- эта интерактивная доска!»;

    -Фильм- слайд «Самое доброе кино»

 

 

Приложение

 

 

 

I Актуальность

 

 Интегрированные уроки решают не множество отдельных задач, а их совокупность. Они требуют от учителя профессионального мастерства и проявления творческой активности, владения новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

  Правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся другим, способствует снятию перенапряжения, перегрузки учащихся.

  Фрагменты урока являются, не бесцельным чередованием методов и приемов, не искусственным объединением не связанных между собой частей, а гармоничной картиной, представляющей собой нечто цельное, имеющее идею, смысл, назначение.

  Основа на интеграцию создания естественно- научного и эстетических циклов позволяет развить многие ценностные качества, определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, культуре родной страны и родного края, элементы экологии, нравственной, эстетической культур, культуры поведения и др. 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

30 лет я работаю в сфере народного образования. Из них 16 лет- учителем изобразительного искусства в муниципальном образовательном учреждении «Шелаболихинской средней общеобразовательной школе №1»

 В межаттестационный период работаю по теме « Интегрированный урок по изобразительному искусству с использованием межпредметных связей».

 

Цели и задачи поставила для себя следующие:

- заинтересовать учащихся искусством;

- научить любить искусство;

- понимать и наслаждаться искусством.

 

  Искусство прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека, пробуждает у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всем ее проявлении, а также развивать творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

 Большая роль ложиться на учителя изобразительного искусства, я в первую очередь должна побуждать чувство прекрасного и возвышенного, обращать внимание на красивое в окружающей нас среде, научить замечать прекрасное, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею и радоваться ей!

 Вкус - не прирожденное качество человека, он развивается, а развивать его в школе должны педагоги эстетического направления.

 Работа с детьми меня захватывает, приносит наслаждение, бывают взлеты творческой фантазии, вдохновения, радость и огорчения. Стремлюсь передать своим учащимся радость творчества, научить своими руками создавать красоту.

 Конечно, одной любви к педагогической профессии недостаточно, чтобы овладеть методикой, надо знать какие методы дают наилучшие результаты, с чего следует начать, где сделать « остановку», что выделить главное.                         

 

 

II   Целостность- гармония- интеграция

 

 

Целостность- это одна из составных частей гармонии, ей свойственны автономность и самодостаточность. Личность учителя изобразительного искусства интегрирует, целостно объединяет разрозненные части педагогической деятельности. В своем лице учитель целостно интегрирует почти все изучаемые предметы, его лицо должно быть добрым интегрирующим знаком для всех его учеников, он - единственный старший, интегрирующий официальный образ руководителя.

 Вместе с тем, интегрировать знания и системы ценностей, обучать и воспитывать культуру восприятия, чувств, вкуса, направлять творчество ребенка в определенное русло, развивать умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать.

 Изобразительная деятельность развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению.

 У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она имеет важное преимущество- целостность. Эта целостность разрушится, если не будет связи между предметами. В результате знания приобретенные детьми не закрепляются. Принципы целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформировать умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

 В.А.Сухомлинский считал, что детство- это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно- природный процесс познания мира учащимися, а познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом играет огромную роль интеграция учебного процесса.

 - « Интеграция- это объединение в целом, каких либо частей, элементов»;

 - « Интеграция- это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов»;

 - « Интеграция- это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого»;

 

 

  - « Интеграция- это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения ( дошкольной, начальной, средней, старшей)».

 

Интеграция может иметь несколько значений:

 - во- первых, создание у учащихся целостного представления об окружающем мире;

 -во- вторых, нахождение сближения предметных знаний;

 - в третьих, как результат- развитие учащихся.

 Используя межпредметную интеграцию, учитель может приготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различие.

 При организации интегрированного обучения появиться возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его творческого мышления.

 Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе « человек- природа- общество», но и более часто составляющие этой системы: « человек - предметный мир», « человек- другие люди», « человек- художественные образы», «человек- природа» им др.

 При интеграции содержания необходимо учитывать взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, что позволяет рассматривать процесс образования учащихся глубоко и многогранно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Содержание и организация интегрированного урока по изобразительному искусству  с использованием межпредметных связей

 

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

 Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, конкретные). Межпредметные связи (а уровне фактов), например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так на уроке математики изучается тема « Симметрия тел», на уроке природоведения « Осень пришла» демонстрируется иллюстрационный материал. Обсуждаются вопросы, и это помогает увидеть и понять, что факторы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

 Межпредметные связи также имеют особое значение для формирования естественно - научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятиями, а на уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисунке, лепке, аппликации. И при этом это понятие не просто дублируется, а углубляется.

 Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

 Структура интегрированного урока отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

 При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

- В интегрированном уроке объединяются более 2-3х различных предметов, поэтому очень важно правильно определить главную цель такого урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

 Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:

                             - окружающий мир - изобразительное искусство;

                             - литература - изобразительное искусство;

                             - музыка - изобразительное искусство и т.д.

 

 

 -Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

-  При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

 Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. В основу изобразительного процесса положено от простого к сложному- от схематизации до обобщения.

 Более глубокому, сознательному и активному отношению к делу помогает наглядный материал, выполняющий роль своеобразного эмоционального раздражителя, способствующий активной работе разума и чувства:

иллюстрации, репродукции, кроссворды, загадки, карточки- упражнения, игры. Очень часто включаю произведения народного искусства, классические музыкальные произведения, сюрпризные моменты, что помогает стимулировать комплексный подход к гармоничному воспитанию личности, активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, видеть новое решение в той или иной технике, обогащает первоначальный замысел и результат изобразительной деятельности, приобретает еще большую выразительность. Органично включенные в ход урока  игровые моменты, загадки, сказки, музыкальное сопровождение, отдельные приемы работы в различной технике и с разным материалом создают необходимые условия  для развития у учащихся творческих способностей.

 ( приложение №)

 Очень важно не выпускать учащихся из поля зрения, все время, привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала. Уметь правильно подойти к учащемуся, создать атмосферу уверенности в успехе, вселить веру в свои силы, видеть, в чем он нуждается, вовремя оказать ему помощь, изложить материал просто и ясно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Анализ интегрированного урока

 

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний. Способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Анализируя детские рисунки, определяю их умение понять, видеть взаимодействие различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного зрения и вкуса.

 

Содержание и компоненты интеграции

Какие учебные дисциплины в нее входят?

Тема интегрированного урока, проблема, цель.

 Уровень новизны.

Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?

 

Органически единая, целостная новая структура, параллельное существование различных пластов материала.

Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки учителя, учащихся?

 Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока: ее цель, объем, характер?

Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников.

Разумно ли они сочетаются. Ведут ли к поставленной цели?

Сотрудничество учителей на интегрированном уровне.

На сколько оно ограничено? Не тянет ли кто-то « одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими урока? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

Результаты деятельности учащихся на интегрированном уровне

Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме, широта их кругозора, культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, культура речи, эмоциональная вовлеченность в проблему.