Разработка технологической карты урока по ФГОС

Ситник Елена Анатольевна

В этой статье основные моменты по составлению технологической карты урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока по ФГОС

Разработка технологической карты урока по ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

 Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Этот материал я взяла из журнала "Управление начальной школой" . 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет Класс

                         Изобразительное искусство    2 класс  

 УМК-  Школа 2100

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. –  М.: Баласс, 2011

Тема урока  Колорит – душа живописи.

Цель урока - Ученик научится 

выполнять простейшие рисунки в определённом колорите и овладеет  приёмами работы в смешанной технике.

Ученик получит возможность  использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Задачи урока

1.  Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи

2. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

3. Создать ситуацию успеха в представлении и оценивании творческих работ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать  практические умения и навыки в художественной – творческой деятельности.

 Умение планировать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развивать   самостоятельность учащихся  в поиске решения различных изобразительных задач

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Колорит, душа, живопись, картина, пейзаж, натюрморт

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Аппаратное и программное обеспечение

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. –  М.: Баласс, 2011

Репродукции художников: П. Кузнецов «Натюрморт», «Весна в Крыму»

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Находить информацию, отделять известное от неизвестного,

 делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

  Учитель  рассказывает сказку о двух братьях близнецах и просит учеников ответить на вопросы:

  • Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?

 

  •  Как вы думаете, эти картины были одинаковые?

  • Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?

 

  • Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?

Ученикам предлагается самим дать определение и сформировать тему урока.

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Фронтальная работа

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Передача учебной информации

( метод словесный)

Методы обучения, приемы, техники

Метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 Ученикам предлагается рассмотреть и сравнить работы художников.

  •   Какие чувства и настроения  вызывают картины?

                Работа с текстом учебника. После ученикам предлагается

   ответить на вопросы:

  •  Чем отличаются эти картины?  
  • Предложить, что такое колорит?
  •  В каком колорите написаны картины?  

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

 Самостоятельная работа

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

 Учитель пробуждает у учащихся потребности, мотивы к общению с разнообразными произведениями искусства, получению новой информации.

Методы обучения, приемы, техники

   Метод  стимулирования и мотивации к учебно- познавательной деятельности

ЭТАП 3. Практикум

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

отработка навыков самостоятельной

( творческой) работы.

 

 

        Выполнение творческой работы. Варианты тем: «Морские жители», « Осенний натюрморт», « Летний день». Рисунок  нужно будет  выполнить или в теплом, или в холодном колорите.

     Выбор художественного материала за учеником.

 Учитель  предлагает использовать смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки)

  Возможно выполнение работы в одном из графических редакторов

   

   

     В процессе урока учитель оказывает индивидуальную помощь  учащимся

Длительность этапа

20 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Индивидуальная форма

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Учитель побуждает учащихся и нацеливает на продуктивный результат деятельности учащихся

Методы обучения, приемы, техники

Метод стимулирования и мотивации к учению

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Длительность этапа

5 минут

   Предлагается критерии оценивания рисунка:

  • Название рисунка-1б
  • Соответствие работы теме рисунка-2б
  • Оригинальность идеи композиции-2б

В результате оценивания возможен вопрос:

  • Как бы ты оценил свою  работу?

   Во время обсуждения   ученики высказывают  свои мысли и    вступают в беседу.

 Учатся слушать и понимать других, а также договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Методы контроля

Устный контроль, может быть осуществлен путем индивидуального или фронтального опроса.

Способы коррекции

Фронтальная  форма организации учебной деятельности учащихся

Форма организации деятельности учащихся

 Обсуждение,

  дискуссия

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

 Создание ситуации успеха

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

              (5 минут)

Высказывать свои мысли вступать в беседу,

 слушать и понимать других,

договариваться о правилах общения.

Ученики оценивают  свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

 

 Ход урока:

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 Учитель рассказывает сказку о двух братьях близнецах и просит учеников ответить на вопросы.

– Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.

– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.

– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.

Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.

 

 Вопросы для обсуждения:

Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?

 Как вы думаете, эти картины были одинаковые?

 Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?

                                                                                            Варианты детских ответов (С помощью картин, нет разные ; прохладу и тепло) 

Ученикам предлагается самим дать определение и сформировать тему урока.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Ученикам предлагается рассмотреть и сравнить работы художников.   (репродукции Павла Кузнецова « Натюрморт», «Весна в Крыму»

  - Ребята, какие чувства и настроения  вызывают картины?                                       Варианты детских ответов

                Работа с текстом учебника. После ученикам предлагается

   ответить на вопросы:

 Чем отличаются эти картины?  

Предложить, что такое колорит?

 В каком колорите написаны картины?                      Подведение итогов работы с текстом

ЭТАП 3. Практикум

Ученикам предлагается  созданием  творческой работы. Варианты тем: «Морские жители», « Осенний натюрморт», « Летний день». Рисунок  нужно будет  выполнить или в теплом, или в холодном колорите.

 Выбор художественного материала за учеником.

 Учитель  предлагает использовать смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки) Выполнение работы может быть выполнено  как по - сухому, так и по- мокрому;

 Работа над фоном и над деталями рисунка.  

Возможно выполнение работы в одном из графических редакторов  

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Возможен вариант оценивания на уроке

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Ученики оценивают  свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока: 

Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: