Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства и музыки.

        Цель данной  работы состоит в том, чтобы дать педагогическое обоснование условий успешного применения интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках данных эстетических дисциплин, то есть доказать возможность интеграции данных учебных предметов. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

        1) изучить научно – теоретические основы данной проблемы, опыт ее реализации, психолого – педагогические основы интеграции;

        2) формировать духовный мир ребенка, любви к культуре, к человеческим ценностям через музыку и изобразительное искусство;

        3) формировать у учащихся художественно – образное мышление как основы развития личности;

        4) заложить основы целостного представления о мире и сформировать собственное отношение к законам развития природы, общества;

        5) научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях;

        6) осуществляя взаимосвязь разных видов деятельности – эстетического восприятия и практических действий, добиться активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства.

 Проблема интеграции обучения и воспитания в  школе важна и современна как для теории, так и для практики.

     Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».

        Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое. Поэтому меня заинтересовала проблема интеграции таких учебных предметов эстетического цикла как музыка и изобразительное искусство.

        Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области:

        1) интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков);

        2) тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;

        3) разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (типа курсов народоведения, эстетики).

        Все это свидетельствует о необычайной актуальности самой проблемы интеграции. Актуальность данной темы также продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.

        Цель данной  работы состоит в том, чтобы дать педагогическое обоснование условий успешного применения интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках данных эстетических дисциплин, то есть доказать возможность интеграции данных учебных предметов. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

        1) изучить научно – теоретические основы данной проблемы, опыт ее реализации, психолого – педагогические основы интеграции;

        2) формировать духовный мир ребенка, любви к культуре, к человеческим ценностям через музыку и изобразительное искусство;

        3) формировать у учащихся художественно – образное мышление как основы развития личности;

        4) заложить основы целостного представления о мире и сформировать собственное отношение к законам развития природы, общества;

        5) научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях;

        6) осуществляя взаимосвязь разных видов деятельности – эстетического восприятия и практических действий, добиться активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.

Что такое интеграция?

        Напомню, что латинское слово integratio – восстановление, восполнение, а integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:

        1) объединение в целом каких – либо частей, элементов;

        2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.

        Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук.

        Интеграция – не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри – и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция.

        Интеграция:        

               -интеграция чего и с чем? – конкретные, подлежащие усвоению фрагменты содержания, составляющие основу обучения данному предмету;

                -на какой основе интегрируются? – возможности теоретического общения;

-во что интегрируются? – общая (интегрирующая) тема (раздел)

        Следовательно, в практике  обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри – имежпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.

        Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

        Единство тем является предпосылкой для более глубокого освоения школьниками учебного материала, поэтому главная цель интегрированного курса – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.

        Используя музыку на уроках изобразительного искусства, прежде всего нужно подбирать ее так, чтобы она была не просто музыкальным фоном для рисования, не только создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа.

        Музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветоведения и музыкальное сопровождение на уроке помогают учащимся справляться со сложными творческими задачами.

        Таким образом, обнаруживается логика связей между проявлениями в разных искусствах одной и той же идеи. Эта единая логика организует художественное воздействие на духовный мир ребенка, выступает как подчинение всех проявлений искусства решению единой идейно-художественной задачи – формированию в человеке подлинно человеческого, которое бы поднимало его еще на одну ступеньку культуры.

        Тенденция к интеграции просматривается  в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки – «образовательные области». Примером могут служить уроки изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» - «образовательная область» на основе интеграции изобразительного искусства и трудового обучения. Фактически предлагается интегрированное построение учебного процесса. Интеграция это путь к восстановлению утраченной целостности. Сегодня многие достижения в педагогической практике связаны с педагогикой искусства, которая играет большую роль в процессе перехода от знаний, умений и навыков к педагогике развития.

        Ведь именно искусство учит ребенка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека – художника, композитора. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, - более многомерное, целостное.

        Проводя интегрированный урок в девятом класс по теме: Игровой художественный фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. Мы ставили следующие задачи:

                      E:\ДОКУМЕНТЫ\Мамины документы\ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ШКОЛА № 59\ОТКРЫТЫЙ УРОК в 9 А классе 23 марта 2013 год\Фото с урока в 9 а классе 23 марта 2013 год\9 а класс              23 марта              2012-13 уч. год\IMG_4969.JPG                     E:\ДОКУМЕНТЫ\Мамины документы\ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ШКОЛА № 59\ОТКРЫТЫЙ УРОК в 9 А классе 23 марта 2013 год\Фото с урока в 9 а классе 23 марта 2013 год\9 а класс              23 марта              2012-13 уч. год\IMG_4980.JPG

1.Показать что фильм это динамическое сочетание изобразительной, звуко-музыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.

2.Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком.

3.Показать азы звукорежиссуры и умение создавать  звукооформление видеофильма.

4.Закрепить изученный ранее на уроках музыки песенный материал.

5.Повторить ранее изученные, знания  о  современной музыке.

Помимо  задач, поставленных на этом  уроке, на каждом интегрированном уроке по музыке и изобразительному искусству преследуютсяследующие  цели и задачи:

        1) ввести учащихся в мир большого музыкального (художественного) искусства;

        2) изучение музыки(изобразительного искусства) как живого искусства;

        3) воспитать в учащихся музыкальную (художественную) культуру как часть всей духовной культуры;

        4) научить учащихся любить и понимать музыку (изобразительное искусство) во всем богатстве их форм, жанров;

        5) вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка (изобразительное искусство) – важная часть самой жизни в целом, а не простое развлечение и добавление;

        6) создать в обучении атмосферу творческой заинтересованности и, следовательно, процесс обучения будет процессом не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным.

Развитие системы образования действительно должно происходить путем интеграции предметов, через поиск межпредметных связей до разработки цикла интегрированных уроков, интегрированного курса.

E:\ДОКУМЕНТЫ\Мамины документы\ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ШКОЛА № 59\ОТКРЫТЫЙ УРОК в 9 А классе 23 марта 2013 год\Фото с урока в 9 а классе 23 марта 2013 год\9 а класс              23 марта              2012-13 уч. год\IMG_4977.JPG         E:\ДОКУМЕНТЫ\Мамины документы\ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ШКОЛА № 59\ОТКРЫТЫЙ УРОК в 9 А классе 23 марта 2013 год\Фото с урока в 9 а классе 23 марта 2013 год\9 а класс              23 марта              2012-13 уч. год\IMG_4968.JPG      E:\ДОКУМЕНТЫ\Мамины документы\ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ШКОЛА № 59\ОТКРЫТЫЙ УРОК в 9 А классе 23 марта 2013 год\Фото с урока в 9 а классе 23 марта 2013 год\9 а класс              23 марта              2012-13 уч. год\IMG_4974.JPG

Интеграция предметов «музыка» и «изобразительное искусство» - качественно новый уровень работы с детьми, позволяющий вплотную подойти к решению проблемы междисциплинарной разобщенности методических подходов в преподавании предметов искусства в начальной школе.

Данное объединение позволит решить воспитательные задачи в обучении, сформировать художественно-образное мышление детей (пусть даже для кого-то в начальной стадии), заинтересовать их и добиться активного включения учащихся в учебный процесс. Все это подтверждает выдвинутые цели и задачи данной методической разработки.

Об успешном проведении интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки будут «говорить» рисунки детей (в основе своей всегда яркие и веселые), их эмоциональное состояние, отзывы учителей о проведенной работе (удалось ли преодолеть предметную разобщенность музыки и изобразительного искусства).

Можно порекомендовать использовать интегрированные уроки среднего и старшего звена. Они помогут решить проблему разобщенности предметов в школе, функционирования их как автономных образовательных систем.

И ведь можно не ограничиваться только разработкой серии интегрированных уроков. Нужно идти вперед, создавая интегрированные курсы. Ведь все, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для детей. Много зависит от нас, то, с какими знаниями выйдет ребенок из школы.