летний отряд "Акварельки" 2017 года

Маковская Анна Владимировна

Это программа летнего профильного отряда "Акварельки" оздоровительного лагеря "Сказка", лето 2017 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    

 Программа летнего профильного

отряда — изостудии «Акварельки» 2017 год.

Пояснительная записка

              Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Процесс обучения происходит в виде внеурочной деятельности, имеет обучающий и развлекательный характер.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Во время работы лагеря проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В работе лагеря предполагаются : проведение мастер-классов, экскурсий, пленэрная и музейная практики.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Ценностные ориентиры содержания курса и методические пояснения.

Приоритетная цель —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание курса

  • Живопись.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав не только с помощью привычных живописных элементов, но и с применением необычных техник.

  • Графика

 Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  • Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

  • Бумажная пластика

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: оригами , работа с бумагопластикой, введение объемных форм в живописную композицию.

  • Организация и обсуждение выставки детских работ

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют  наиболее  удачные  произведения  и  пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

                        Занятия  историей.

Введение занятий с познавательной направленностью. Это позволит расширить кругозор воспитанников, углубит знания об истории нашей страны и малой Родины. Небольшие исторические экскурсии будут предшествовать пленэрной практике.

Организация процесса

Занятия проводятся  преподавателями, перемены организуются воспитателем и вожатыми.

                        Театральная азбука

Основы театральной культуры. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол. Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом. Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими. Знакомство с кукольным театром. Изготовление декораций.

Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.

Распорядок дня

№п/п

Режимный момент

время

1

перекличка

8 -30

2

Утренняя зарядка. Прогулка на воздухе.

8-45

3

завтрак

9-15

4

Сообщение темы.

Упражнения.

Беседы по технике безопасности.

Работа над основной темой.

9-30

5

Игры на воздухе

10-30

6

Продолжение работы

11-00

7

обед

12-35

8

Завершение работы.

13-00

9

Уборка рабочих мест

13-30

10

Игры на воздухе.

13-45

Мероприятия  летнего профильного лагеря :

  • пленэрная практика
  • музейная практика
  • посещение мастерских художников
  • посещение экологического центра и рисование животных с натуры
  • экскурсионная поездка
  • работа с натурными постановками
  • участие в мероприятиях  открытия и закрытия лагеря
  • единый день безопасности
  • единый день здоровья
  • единый день профилактики дорожного транспортного травматизма (ДДТТ)
  • день пожарной безопасности
  • и т.д.

               Примерное тематическое планирование занятий и мероприятий

летнего профильного отряда «Акварельки» :

Мероприятие

Дата

Ответственный

День защиты детей

Концертно-игровая программа «Здравствуй, это я!». Конкурс рисунков на асфальте

Правила внутреннего распорядка лагеря.

Техника безопасности на занятиях ИЗО.

Правила поведения и личная гигиена во время занятий и в столовой.

Рисование пальцами и ватными палочками на цв. бумаге. Букет.

1 .06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Единый день профилактики ДДТТ

Беседа с инспекторами ГИБДД

Творческая работа натюрморт с натуры «Сирень»

2.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Сотрудники ГИБДД

Единый день здоровья

Веселые старты спортивные мероприятия, викторина про медицину.

Правила дорожной безопасности, поведение в общественных местах.

5.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День сказок А.С.Пушкина. День Русского языка. Подготовка к открытию смены

Работа с цветной бумагой «Золотой петушок», «Рыбка Золотая» по сказкам Пушкина. Просмотр сказок, чтение, викторина. Подготовка к открытию смены.

6.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Торжественное открытие смены

Создание основы для работы в технике «папье-маше». Эскиз броши.

7.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День спорта «Со спортом дружить - здоровым быть» 

Веселые старты спортивные мероприятия.

Нанесение рисунка на брошь (кулон)

8.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День России

концертно-игровая программа

создание кол. Панно «Моя Россия»

9.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День туриста

Викторина «Путешествие по миру»

Подготовка основы для тв. работы в технике «папье-маше» из пластилина и бумаги.

13.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Единый день пожарной безопасности

Творческая работа «Техника для пожарных»

14.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День творчества

Театр теней. Сценарий, создание персонажей, репетиция.

15.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День русских традиций

«В гостях у сказки». Инсценирование  отрывков из русских народных сказок. Мастер-класс «Куколка-закрутка»

Посещение соревнований на стадионе «Спартак»

16.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Единый день безопасности

Работа с натуры на мольбертах «Цветочное лето»

19.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Сотрудник МЧС Горлов В.Н.

День борьбы с наркоманией

создание кол. Панно «Мы – за здоровый образ жизни!»

20.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

 День творчества

Тв. Работа «Мы против войны»

Коллаж из цв. Бумаги.

21.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День памяти и скорби

торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто». Посещение сквера Моргунова, «Марш мира» по Советской улице.

22.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

День экологии «Сбережём нашу планету»

Рисование животных губками способом «примакивание»

23.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Торжественное закрытие смены

26.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

«Прощай, лагерь!»

Итоговое занятие.

Оформление итоговой выставки

Проведение игровых мероприятий.

Уборка кабинета.

27.06.2017

Маковская А.В.

Косорукова И.А.

Гуйван В.В.

Итогом станет выставка-вернисаж в детской городской библиотеке, посвященной празднованию Дня города Кашира и итоговая выставка в стенах родной школы.

Принадлежности:

  • цв.бумага, альбом
  • А3 папка
  • Ножницы, клей канцелярский или карандаш
  • ватман 2 листа
  • Картон цветной
  • Фломастеры, цветные карандаши
  • Акварель, гуашь, кисти ( примерно № 3 и № 6)
  • черная гелевая ручка или тонкий маркер

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ воспитанников студии:

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.