УЧУ ВИДЕТЬ МИР
Учу видеть мир
Труд учителя - всегда творчество, а труд учителя ИЗО особенно. Любой опыт работы отличают индивидуальные черты. Особенно ярко это проявляется на занятиях изобразительного искусства. Моя задача - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развивать его зрительное восприятие, сформировать элементарные, эстетические представления об окружающей действительности.
Так же включаю проведение экскурсий в музеи, выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.
Важнейшей задачей всех видов по ИЗО является расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память.
Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку в ярком платье и т.д. В рисунках дети выражают свои мысли, впечатления. Больше внимание обращают на содержание рисунков, нежели на сходство с натурой и техническую сторону.
Человек - труднейший объект для изображения, однако он является доминирующим в детском рисовании, больше всего интересует ребенка. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображается голова, ноги, руки и туловище. Туловище дается в виде овала или прямоугольника; платье и юбка у девочки и женщины - в виде треугольника, ноги - от углов треугольника вниз. Руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам.
В рисунке ребенок передает то, что он знает о предмете, а не то, что видит часто на рисунке можно увидеть и то, чего нет в натуре. Иногда, наоборот, не изображается то, что ребенок считает несуществующим.
С 5 класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышится: « Не так», « не похоже», «у меня не выходит», « А как правильно нарисовать?», «я не умею». То, что раньше казалось простым и понятным, особенно при выполнении тематических, творческих рисунков, теперь становится сложным и неясным. Технические затруднения снижают активность и желание детей работать.
Как показывает опыт, обучение детей навыкам и умениям не засушивает их деятельность, а, наоборот, обогащает её. Они начинают работать смелее, уверенней.
Изобразительная грамотность доступна каждому учащемуся, в том числе и первокласснику, независимо от степени его одаренности.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, затем развить познавательные интересы.
Для развития интереса к изобразительной деятельности выделяются те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
Развитие интереса к изобразительной деятельности обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу.
Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интереса.
Надо предлагать разнообразные упражнения карандашом, красками, цветными мелками, тушью, фломастером. Например, кистью проводить линии, напоминающие волны моря, работать по сырому, изображая восход солнца и яркие, красочные лепестки цветка и др. Необходимо постепенно усложнение учебного материала. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.
Влияет на развитие интереса учащихся и организация учебной деятельности. Большую роль играет подготовка рабочего места ученика, качество оборудования и материалов.
Как недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Предоставленные самим себе, дети не развиваются, останавливаются на определенных излюбленных темах и схемах, а часто вообще теряют интерес к рисованию.
Следовательно, детей надо обучать, а для этого знать характерные особенности их изобразительной деятельности, методику преподавания и способы преодоления недостатков в детских рисунках.
Исправление детских работ рукой учителя способствует развитию пассивности у учащихся. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны в рисунках подчеркивать. Похвала более стимулирует деятельность ребенка, чем постоянная отрицательная оценка.
Авторитет, личный пример учителя - важный фактор в развитии интереса к предмету. Утраченный авторитет не только подрывает у ребенка веру в учителя, но и порождает скептическое отношение к предмету. В то же время, если учащиеся убеждаются, что учитель хорошо рисует на доске, и на бумаге, показывая приемы и последовательность изображения, владеет различными изобразительными техниками, то авторитет учителя и заинтересованность предметом неизмеримо повышается.
Интерес к изобразительной деятельности зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Доброта, педагогический такт учителя поддерживает ученика, заставляют поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности, не снижая требования к качеству выполнения учащимися работы, нужно добиваться, чтобы рисунки его были художественно выразительными и грамотными.
Любой ребенок - это маленький художник, который может нарисовать все, что ему заблагорассудится.
Изобразительное искусство, несмотря на то, что по учебному плану ему отведено мало времени, призвано решать определенные учебно-воспитательные, аналогично задачам других дисциплин. Однако на уроках ИЗО эти задачи решаются в специфической форме. Каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это скромный русский пейзаж, картины прошлого, рассказы о современной жизни; это и изображение самых простых предметов, окружающих человека.
Репродукции открывают детям смысл изображаемого, развивают и обогащают их духовно. Важная сторона воспитания средствами изобразительного искусства - это введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений, а также учить отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности. Нужно также отметить формирование психофизических качеств у детей в процессе занятия ИЗО. К ним относятся развитие остроты зрительного восприятия, зрительной памяти и зрительных представлений.
Занятия изобразительного искусства делают восприятие детей не только более острым, но и вырабатывают умения схватывать и выделять главное, отбрасывать второстепенное. Эти занятия помогают яснее видеть сходство и различие предметов по форме, цвету, положению в пространстве. Это необходимые качества восприятия художника.
Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях ИЗО - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам, легкости и плотности, звонкости и монотонности и т.д.
Успех занятия изобразительного искусства во многом зависит от условия выполнения работы: оборудования рабочего места учащихся, организации натуры, наличия наглядных пособий и т. д.
Ребята должны иметь на уроках изобразительного искусства кроме красок и кистей, цветные и простые карандаши, фломастеры, тушь, пластилин, цветную бумагу и т. д. Обо всем этом и о готовности на уроках заботятся сами учащиеся, т.к. это имеет непосредственное отношение к результату выполнения учебных заданий. Очень важно приучить детей смотреть свои рисунки на некотором расстоянии, что способствует более полному цельному восприятия изображения.
Работа акварельными и гуашевыми красками не только любимое занятие детей, но и наиболее полезное для развития всех сторон их изобразительной деятельности.
Начинаем с заданий, способствующих развитию технических умений и навыков в работе кистью, после чего говорим о применении этих навыков в других видах занятий.
Знакомство с основными цветами и их оттенками. Учащиеся легко усваивают законы цветоведения, что в наборах для рисования имеются более яркие и более мягкие основные цвета; что краски имеют свои название, что одни краски легкие и звучные, а другие - тяжелые и плотные и т.д.
В работе с кистью ребенок с самого начала приучается пользоваться движениями кисти руки - в разных направлениях, применять мазки, технику, в зависимости от поставленной задачи.
С каждым годом усложняются задачи о цвете и линии. Главным критерием при этом является выразительность художественного изображения, отражающая не только качество выполнения детьми поставленных перед ними учебных задач, но и уровень их эстетического развития в области чувства, цвета и ритмичности декоративных мотивов.
Наряду с задачей передать строение предмета перед детьми стоит задача, увидеть в действительности и передать в рисунке пропорции предметов, эта задача так же требует от ребенка сосредоточенности на предмете, умение сравнивать между собой несколько различных предметов, сопоставлять их размеры и характерную форму. Эти наблюдения ведут детей к самостоятельным поискам новых, неожиданных для них зрительных сравнений, этот процесс обогащает изображение.
Отмеченные мною умения и навыки приобретают учащиеся в процессе творческой работы в самостоятельном решении учебных задач.
Зорко наблюдая действительность, вглядываясь в образцы искусства, которые показывает учитель, дети делают собственные открытия в любом задании, в упражнениях, в декоративной работе, в рисунке, в зарисовках.