«Проблема обучения и развития детей с общей одарённостью. Технология успеха»

Кобякова Мария Петровна

«Это невозможно!» - сказала Причина.

 «Это безрассудство!» - заметил Опыт.

 «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

 «Попробуй…» - шепнула Мечта.

 

  В настоящее время современные формы обучения требуют принципиально новых педагогических технологий, которые направлены на развитие личности, её формировании, как в диалектико – творческом мышлении, так и в духовно – нравственном становлении.   Тем сложнее ставятся задачи перед образованием, если это касается детской одарённости.  В образовании идёт интенсивный процесс поиска наиболее эффективных форм работы по выявлению и воспитанию одарённых детей.

 Одарённость по А.И. Савенкову – интеллектуально – творческий потенциал ребёнка, развитие его психических качеств и практических навыков [4].

 Работая уже не первый год в школе, выступая на семинарах, участвуя в конференциях, накапливается определённый опыт работы с детьми, с применением различных технологий и подходов в обучении.    В соответствии с этим возникает ряд задач при работе с одарёнными детьми:

  •  Разработка специальных занятий;
  • Разработка теоретических основ и практических упражнений;
  •  Выявление уровня одарённости;
  • Прогнозирование одарённости;
  • Применение технологий и методик для развития одарённости

Уроки изобразительного искусства и технологии это творческие уроки, и дети приходят на них отдыхать в прямом смысле слова.  А  долгая,  кропотливая работа их утомляет, надоедает (кажется нудной и бесполезной), тем более в наш скоростной век, где всё основано и держится на экономии времени. Очень часто приходится сталкиваться с проблемой вялого, пассивного отношения к творчеству или неудовлетворению от работы даже среди одарённых детей. 

Был проведён опрос – интервью среди учащихся и к счастью, оказывается,  99% детей любят рисовать, находят в этом радость, удовлетворение, отдых. Но при всём при этом  качество рисунков стало хуже   в сравнении с прошлыми годами (5 -7 летней давности) и это большая проблема.

 Мало проявляется фантазии в рисунках, чаще ждут готовой информации.

 Вот тут – то и помогает современная технология успеха, где лучше выявляются способности ученика, его индивидуальные качества и креативность.

Что такое успех – достижение цели, удовлетворение от работы, принятия тебя как личности, радость и просто счастье.

Каких людей мы называем успешными? Которые достигли чего-либо в любой профессиональной деятельности или области [3]. Успех для ребёнка – это хорошо выполненное задание, удачно выглядеть в глазах учителя, своих сверстников.  В большей степени именно это и мешает ребёнку реализовать себя, проявить.   Тормозит и ослабляет его мотивацию.  Очень часто одарённые дети застенчивы, стеснительны. Как дать такому ребёнку проявить себя, показать.

Вообще каждый урок нужно начинать с позитива, с положительных эмоций.  Большую роль в технологии успеха играет настрой, организационный момент на уроке. Поприветствовали друг друга хлопками, поздоровались с соседом по парте (за руки, локтями, ногами).  Можно выяснить какой сегодня день, может быть день рождения известного человека или юбилей. В какой цвет вы бы окрасили сегодняшний день, какие приметы знаете, какое крылатое выражение подходит к теме четверти и т.д. Начинаем работу   с положительных эмоций.

Любой урок выстраивается с учётом темы и достижения поставленной цели.  Цели должен добиться не учитель, а дети, учитель лишь ведёт, направляет.

 С внедрение новых образовательных стандартов появились современными методы работы: как в   определении темы урока, так и в постановке целей.

  Чтобы не терять мотивацию к успеху, при определении темы нужно учитывать любые ответы учащихся. Можно, например, делить их на группы.  У любой темы, можно определить под темы. Так, например, за самые неординарные ответы поощрять похвалой, но просить, чтобы ученик аргументировал свой ответ. 

 Следующий этап урока пошаговое обсуждение темы, распределение ролей, кто, на что способен и в чём чувствует себя как рыба в воде или в своей тарелке.  Очень часто мы делим лист альбома на четыре части и выполняем небольшие упражнения по видам, технологиям, жанрам и т.д. в зависимости от темы урока. 

Затем  уже в итоговой работе каждый выбирает то, что ему под силу, что больше понравилось, в чём он себя может лучше проявить, что он может сделать «Без сучка, да без задоринки». Рисунки детей получаются разными, не скопированными у учителя или друг у друга. Одарённые дети проявляют свои способности на  более высоком уровне, раскрываются и творчески, и психологически.

При использовании технологии успеха обязательным элементом является

Рефлексия урока: Довольны ли вы своей работой?

Что особенно хорошо вам удалось сегодня?

А что бы вы хотели доработать?

Девиз в творчестве такой: «Успех всегда рядом, до него нужно только достать рукой, терпением и трудолюбием»

Литература:

1.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

2.Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

3.Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

 «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

4.Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М;

1999 г.

5.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.