Опыт работы учителя ИЗО

Микаева Галина Анатольевна

 

Педагогический опыт учителя  изобразительного  искусства

Структурного подразделения  «Старочамзинская основная  общеобразовательная школа»

МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

Микаевой Галины Анатольевны

   «Если  ученик  в  школе   не  научился 

сам  ничего  творить, то  и в жизни  он

 будет  только подражать, копировать,

                                                                           так  как  мало  таких,  которые  бы,

                                                                      научившись  копировать, умели

                                                           сделать  самостоятельное

                                                                  приложение  этих  сведений».

Л.Н.Толстой

                                                         Моя позиция.

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Я  считаю, что необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы.  На  своих  уроках  я  стараюсь  детей  научить  каждый  раз  чему - то новому.

   Я  учитель  ИЗО  и     знаю,  какая  ответственность  лежит  на  мне.  Развитие  творческих  начал  в  человеке  являются  движущей  силой.  Но  развитие  творческих  сил  и  способностей  должно  быть  сопряжено  с  формированием  высокой  духовности,  высокой  нравственности.  В  нашем  обществе  я  считаю,  основными  критериями  является,  это  отношения  к  труду,  к  своему  делу,  работе,  которую  выполняешь  и  получаешь  от  этого  удовольствие. Вот  уже,  который  год  я  работаю над  проблемой: «Развитие  творческой  активности  учащихся на уроках  изобразительного  искусства». На  уроках  использую  разные методы  и  приемы:  игры, загадки,  уроки-выставки, уроки-экскурсии  и  др.,

 наглядности: репродукции – картин,  вырезки  из  журналов  и  газет,  слайды,  видеоматериалы, Интернет и др.

  Работаю  по  программе  Б.М.Неменского  «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»,  это  программа  мне  очень  нравится  тем,  что  предусматривает  чередование  уроков  индивидуального  творчества  учащихся  и  уроков  коллективной  творческой  деятельности. 

  Свои  уроки  я  стараюсь  проводить  в  компьютерном  кабинете,  где  компьютер  является  хорошим  помощником  во  время  проведения  урока.

                        Актуальность и перспективность опыта.

       На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся  приобретает особое значение,  в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники.  Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

    Предметы “Технология» и «Изобразительное  искусство» - особенные. Они не только формирует у детей политехнический кругозор, эстетический  вкус,  знакомит с новой техникой, с новыми  направлениями в искусстве, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к технологии, к  искусству,  для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

  Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям,  воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

 2. Концептуальность опыта

  Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного, лауреата премии Н.К.Крупской - Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

-движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся  перед учениками, и их знаниями, умениями;

-новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка (принцип интереса);

-хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

 Его условия:

• теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

• принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

• принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

• принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

• принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

• мышление должно главенствовать над памятью.

 -  Моя личная концепция,  состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения.

  • Развитие логического мышления учащихся
  • Привитие познавательного интереса к изучению технологии  и стимулирование творческого подхода в изучении
  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока
  • Применение дифференцированного подхода в обучении
  • Применение межпредметных связей на уроке.

Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках ИЗО и технологии.

3. Наличие теоретической базы опыта.

  В современном мире  каждый из нас воспринимает искусство и окружающий мир  по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами  изобразительного искусства формировать культурного человека.     Работая в сельской школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

  Мне, как учителю,  необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься  творчеством, т.е. лепить,  рисовать,  вышивать, склеивать,  когда дети начинают «хотеть» любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное  и творческое воспитание школьников находится в моих руках со 5  по 8  класс.  За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в художественные образы в единстве содержания, формы и средств выражения, моя задача: научить  ведению домашнего хозяйства,  определится  в  выборе  будущей  профессии, освоить  основные  жизненно важные  навыки. 

4. Результативность опыта.

  1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
  2. Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
  3.  Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

В результате выше  описанных подходов  в  изучении  технологии и  изобразительного  искусства  удалось:

- повысить качество  знаний  учащихся;

- раскрыть  всесторонние  способности  учащихся;

- научить  учащихся использовать  полученные знания в  жизненных  ситуациях;

- научить  учащихся  быть  более  уверенными  в  себе;

- учащиеся  используют  знания,  умения и навыки,  полученные  в  процессе  внеурочной  деятельности,  в  практической  деятельности;

- учащиеся  нашей  школы  являются  участниками и призерами  многих конкурсов  различного  уровня

В школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.

Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрос­лыми деятельность. Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу­ждающие к актив­ному размышлению. 

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор­ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче­скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь­зовать накопленную информацию в своей деятельности. 

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. В  трудовой  деятельности  развиваются  все  стороны  индивидуальности  ребёнка. Ведь  работа  должна  быть  выполнена не  только  грамотно  и аккуратно, но  и оригинально, эстетично.

Развитие  учебных  и  творческих  способностей в основном  реализую  на  уроках  технологии. Делая  что – либо  своими  руками, дети  развивают  внимание  и память, приучаются  к аккуратности, настойчивости  и терпению. Всё  это  помогает  ребёнку  и на других  уроках.

  Таким образом, я  предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей в целом, что  способствует  эффективности данных уроков.

Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей  развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.

 Раскрыть талант  детей, давать  им  возможность  проявить  себя,  открывать  для  них мир творчества  и  красоты – основная  задача  учителя.