Режиссёрское искусство

Тамбовцева Наталия Геннадиевна

РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО

РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО (р е ж и с с у р а) - искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля - актеров, художника, композитора и др. (см. Искусство актера, Декорационное искусство, Музыка в драматическом театре). Режиссерский замысел включает: идейное истолкование пьесы (ее интерпретацию), характеристику отдельных персонажей, определение необходимых для данного спектакля стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения, решение спектакля во времени (ритм и темп спектакля), пространстве (мизансцены, планировки), определение (совм. с художником и композитором) характера и принципов оформления. Все элементы замысла режиссера вырастают из единого общего корня или, как говорил В. И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущего спектакля, определяя к-рое режиссер фиксирует самое важное, самое главное в своем режиссерском замысле и толковании пьесы (так, напр., по словам Немировича-Данченко, "зерно" спектакля "Три сестры" - "тоска по лучшей жизни"; нек-рые режиссеры предпочитают определять "зерно" спектакля в образной форме, путем сравнения или художеств. метафоры). "Зерно", определяющее образное решение всого спектакля, тесно связано со "сверхзадачей" спектакля, т. е. с ответом на вопросы: ради чего ставится данная пьеса, что она должна вызвать в сознании зрителя, в каком направлении на него воздействовать. Приступая к работе над пьесой, являющейся основой спектакля, режиссер средствами т-ра раскрывает ее идейную направленность, форма спектакля органически связывается со всеми особенностями пьесы, вытекает из ее темы, идеи, строя, тона, ритма, стиля, лексики. Однако задача т-ра не сводится только к воспроизведению на сцене пьесы, написанной драматургом. Задача т-ра - воспроизвести в творч. содружестве с драматургом действительность, раскрыть ее наиболее существенные стороны, выразить свое отношение к изображаемым явлениям жизни. Режиссер наравне с драматургом отвечает за правдивость, точность и глубину отражения жизни в спектакле, за его идейную направленность. Исходя из своего собственного знания жизни, собственного отношения к разл. ее явлениям, режиссер творчески истолковывает действительность, находит сценич. средства для ее воплощения. Как для драматурга, так и для режиссера действительность в равной степени служит предметом творч. отображения. Поэтому необходимо, чтобы образы пьесы и ее идеи жили в сознании как режиссера, так и актера, насыщенные их собственными наблюдениями, подкрепленные впечатлениями, извлеченными непосредственно из самой жизни или из тех источников (литературных, научных, иконографич. и т. п.), к-рые могут помочь ее познанию. В поисках верного решения спектакля режиссер устанавливает нужное для данного спектакля соотношение между элементами правдоподобия и сценич. условности, являющейся естественным и необходимым атрибутом т-ра. Цель искусства - глубокая правда жизни. Внешнее правдоподобие - лишь средство раскрытия этой правды, а не сама правда. Подмена правды правдоподобием рождает примитивный натурализм. Художеств. условность - тоже только средство раскрытия правды. И когда условность рассматривается как самоцель, создается иск-во формалистическое. Только в единстве правдоподобия и условности раскрывается глубокая правда жизни, создается истинно реалистическое иск-во. Безусловными, подлинными в т-ре всегда должны быть только сценич. переживания и действия актеров в предлагаемых пьесой обстоятельствах. Хотя переживания актера на сцене являются только поэтич. воспроизведением жизненных переживаний человека, это не мешает им быть искренними, живыми, подлинными. Мера условности в каждом спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, к-рый с наибольшей полнотой и силой донес бы содержание пьесы до зрителя. Е. Б. Вахтангов утверждал, что важнейшими факторами, под воздействием к-рых складывается режиссерский замысел и определяются нужные средства его воплощения, помимо самой пьесы, являются: современность (т. е. тот общественно-историч. момент, когда пьеса ставится) и творческий коллектив (с его взглядами, традициями, возрастом, проф. навыками и степенью мастерства), к-рый ставит эту пьесу. После успеха своей пост. "Принцесса Турандот" в 3-й Студии МХАТ Вахтангов говорил, что если бы ему пришлось в 1922 ставить "Турандот", напр., в Малом т-ре, или еще раз в своей Студии, но через 20 лет, то замысел и форма спектакля были бы совсем иными. Бесконечное многообразие театр. форм и режиссерских решений связано также и с характером дарований самих режиссеров, с разнообразием их творч. индивидуальностей (Р. и. К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. Рейнхардта, А. Я. Таирова и др.). Немирович-Данченко отмечал, что единую, большую, глубокую правду реалистич. спектакля создают т. н. "три правды" (иначе - "три восприятия", "три волны") - жизненная, социальная и театральная, тесно связанные друг с другом. Если режиссер пытается раскрыть социальную правду,игнорируя ее жизненную основу, то социальная правда оказывается неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, порождает иск-во мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды, и жизненная и социальная, не могут быть раскрыты, если для их воплощения не будет найдена выразительная театр. форма, превращающая и ту и другую в правду театральную. В поисках театр. правды будущего спектакля основным для режиссера является вопрос, как играть данный спектакль, какие особые требования, определяющие стиль и жанр актерского исполнения, следует предъявить к актерам; иначе говоря, какие из элементов актерской техники (как внутр., так и внешней) нужно выдвинуть на первый план. Так, напр., в одном спектакле важнее всего внутр. сосредоточенность актеров и скупость выразительных средств, в другом - наивность и быстрота реакций, в третьем - простота и непосредственность в сочетании с яркостью бытовой характеристики, в четвертом - эмоц. страстность и внешняя экспрессия, в пятом,-наоборот, сдержанность чувств и величавая строгость формы, в шестом - острая характерность и четкая графичность пластич.рисунка, и т. д. Решение главной, коренной задачи - как играть спектакль - определяет остальные компоненты режиссерского замысла: декорационное оформление, мизансцены, ритм, общую атмосферу спектакля. Работая с художником, выдвигая перед ним те или иные задачи, принимая, корректируя или отвергая его эскизы декораций, костюмов, макеты и т. п., режиссер исходит из общего замысла спектакля, находящего свое выражение прежде всего в актерском исполнении. Поэтому необходимо установить взаимодействие между развитием и конкретизацией идеи художника, с одной стороны, и ходом репетиций режиссера с актерами - с другой. Глубокое взаимопонимание между режиссером и художником служит прочной гарантией соответствия внешней формы спектакля общему режиссерскому замыслу. Поэтому так плодотворны были длительные творческие союзы крупнейших режиссеров с наиболее близкими им художниками (К. С. Станиславский и В. А. Симов, В. И. Немирович-Данченко и В. В. Дмитриев и др.). Работа с композитором преследует в разных случаях разные цели. Характер этой работы зависит от того, какое место должна занять музыка в будущем спектакле. Она может быть жизненно оправданной и соответствовать прямым требованиям пьесы (напр., романс Ларисы в "Бесприданнице" или марш уходящего полка в "Трех сестрах"), но может вводиться режиссером и как условное выразительное средство с целью дополнительного воздействия на зрителя путем ритмизации действия, контраста или прямого соответствия переживаниям героев драмы. Однако как ни значительна руководящая и организующая роль режиссера в сведении в единое художественное целое всех компонентов спектакля, все же главная сфера режиссерской деятельности и Р. и. - работа с актерами. "Стремление и умение выражать свои мысли главным образом через искусство актера всегда являлось признаком зрелого режиссерского мастерства" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 32). Осн. вопрос творч. метода режиссуры - взаимоотношения между режиссером и актером. Нек-рые режиссеры требуют от исполнителя только точного выполнения заранее разработанных ими мизансцен, движений, поз, жестов и интонаций. В этом случае актер, механически подчиняясь воле режиссера, перестает быть самостоятельным художником. Станиславский поставил перед собой задачу - найти средства, вызывающие в актере нужные переживания, считая, что форма выявления этих переживаний (движения, жесты, интонации - так называемые "приспособления") будет рождаться сама собой. Однако право решать вопрос о том, какие именно переживания должен испытывать актер в образе, Станиславский вначале оставлял за режиссером, и, следовательно, актер оказывался лишь объектом воздействия режиссера. На последнем этапе своей жизни Станиславский пришел к решительному отрицанию этого метода работы режиссера с актером. Он стал искать средства вызывать в актере не "переживания", а органич. процесс живого самостоятельного творчества, в результате к-рого в актере сами собой возникнут и нужные переживания. Станиславский считал, что осн. задача режиссера - будить природу актера, к-рая сама сделает все, что необходимо; режиссеру же останется только направлять этот процесс творчества в нужное русло. Прак-тич. результаты, достигнутые Станиславским, сделали его систему величайшим достижением театр. культуры, общепризнанным, научно обоснованным методом актерского творчества (см. Станиславского система). Истинным материалом Р. и., с точки зрения Станиславского в последний период, является не тело и не психика актера, а его творчество. Отсюда вытекают гл. функции режиссера: 1) вызвать в актере творч. процесс; 2) непрерывно поддерживать и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля; 3) согласовывать результат творчества каждого актера с результатом творчества остальных исполнителей для создания гармонически целостного единства спектакля. Конфликт, лежащий в основе действия, вызывает столкновение, борьбу между персонажами (действующими лицами) пьесы. Организовать и выявить конфликты через взаимодействие актеров, участвующих в спектакле,- задача режиссера. Отношения между режиссером и актером в процессе работы строятся на основе их творч. взаимодействия. Они должны не только обладать талантом, проф. мастерством, но и глубоко знать действительность, отраженную в пьесе. Поэтому задача режиссера - добиться от исполнителя не механического выполнения своих требований, а подлинного творчества, вызвать у актера интерес к познанию действительности. Совр. сов. режиссер должен быть мыслителем, общественно-политич. деятелем, вдохновителем и воспитателем коллектива, с к-рым он работает. Именно так подходили к профессии режиссера К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дан-ченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд. Чтобы добиться от актера нужного результата, режиссер стремится вызвать и непрерывно поддерживать в нем правильное творч. самочувствие. Для этого система Станиславского вооружает режиссера знанием органич. законов актерского творчества и соответствующим методом работы. Система категорически отвергает такой метод работы с актером, при к-ром режиссер с самого начала требует от исполнителя определенного результата, т. е. определенных чувств и законченной формы их выражения. Такой метод приводит к штампу, внешнему "наигрыванию" чувств, "творч. зажиму". Задача режиссера - помочь актеру найти верный путь к желаемому результату, подсказывая ему не чувства и не форму их выражения, а действия. Выполнение этих действий естественным путем приводит исполнителя к нужному чувству. Т.о., режиссер направляет актера на путь органич. творчества. Любое режиссерское задание может быть сделано в форме показа, объяснения или "подсказа". Однако показ может принести пользу только в том случае, если актер, уловив мысль режиссера, реализует ее по-своему, своими средствами, исходя из своей творч. индивидуальности. В процессе воплощения режиссерского замысла принято различать 3 репетиционных периода - т. н. "застольный", в "выгородке" и на сцене. Термин "застольный" является условным. Этот период имеет 2 этапа. Первый, более короткий, состоит из собеседований, в ходе к-рых режиссер знакомит актеров с основными элементами своего замысла и совместно с исполнителями разбирает пьесу (обсуждение образов, выяснение взаимоотношений действующих лиц, определение сквозного действия). Цель этих собеседований - будить инициативу актера, активность его творч. мысли в нужном направлении. Во время второго периода осуществляется т. н. действенный анализ пьесы, устанавливается действенная линия каждой роли: выясняются конфликты, определяются события, являющиеся этапами в развитии сквозного действия пьесы, вскрываются логика и последовательность действий и поступков отдельных персонажей, нащупываются подтексты и делаются попытки завязать живое творч. общение между партнерами. В процессе застольных репетиций появляются намеки, зародыши будущих сценич. красок (жесты, движения, интонации). В этот период актеры иногда встают из-за стола, чтобы в живом действии (нек-рые режиссеры широко используют для этого метод этюдов) проверить и закрепить намеченное за столом. Неправильное, слишком длительное использование "застольного" периода дало основание Станиславскому в последние годы его жизни поставить вопрос о полном отказе от "застольного" метода работы с тем, чтобы всю программу этого периода претворить в живое действие. Однако практика показала, что "застольный" период при правильном, целеустремленном его проведении может приносить существенную пользу. Репетиции "в выгородке"- проводятся в условиях временной сценич. установки, к-рая приблизительно воспроизводит будущее оформление спектакля: "выгораживаются" нужные комнаты, ставятся различные "станки", лестницы, необходимая для игры мебель. Осн. содержанием режиссерской работы в этот период являются поиски мизансцен - одного из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли, одного из гл. элементов спектакля. В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен выражается сущность совершающегося действия. Характер мизансцен (к-рые могут строиться не только по принципу жизненного правдоподобия, но н приобретать образно-символич. значение как художественное обобщение или метафора) определяет стиль спектакля, но режиссер стремится "подвести" актера к мизансцене так, чтобы она стала для него внутренне необходимой. Т. о., режиссерская мизансцена становится актерской. Именно в этом смысле, очевидно, следует понимать тезис Немп-ровича-Данченко - "режиссер должен умереть в актере". Первоначальный замысел - "партитура" мизансцен - нужен режиссеру лишь как исходная позиция. Конечный результат складывается в процессе взаимодействия режиссера с актерами. Третий период работы над спектаклем протекает на сцене. В это время осуществляется окончательная отделка спектакля, его шлифовка. Согласовываются все элементы -- актерская игра, внешнее оформление, свет, гримы, костюмы, музыка, шумы и т. п.,- создающие целостный образ спектакля. Результат этой работы проверяется и закрепляется на генеральных репетициях. Однако и после премьеры работа над спектаклем не прекращается. Делая замечания, уточняя рисунок мизансцен, внося поправки, режиссер в течение нек-рого времени совершенствует спектакль. Если спектакль долго держится в репертуаре, то могут появиться признаки его "увядания", что выражается обычно в "заштамповывании" или даже искажении первоначального рисунка, в превращении актерской игры из живой, органической в механическую. Тогда режиссер проводит репетиции с целью "освежения" спектакля путем внесения в него новых сценич. красок. Н. М. Горчаков записал следующие слова Станиславского о сущности Р. и.: "Режиссер это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных... В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит и нам, режиссерам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режиссерское мышление. Режиссер не может быть только посредником между автором и театром, он не может быть только повитухой и помогать родиться спектаклю. Режиссер должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности" (Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 1951, с. 41-42). Бор. 3. Исторический очерк. Р. и. в совр. смысле слова - как иск-во создания художественно-целостного сценич. произведения - возникло в конце 19 в. Зачаточные формы режиссуры складывались в виде более или менее устойчивых театр. традиций, правил, принятых норм. Сочетание в одном лице автора и исполнителя, характерное для ранних ступеней развития т-ра, обусловливало участие драматурга во всем процессе подготовки спектакля, в обучении актеров и т. д. В античном т-ре драматурги принимали непосредственное участие в постановке своих произв. Иск-во пост. спектаклей развивается в религиозных представлениях 14-16 вв. (миракль, мистерия, моралите), насыщенных зрелищными эффектами. Формирование проф. т-ра в эпоху Возрождения происходило обычно в условиях, когда драматург выступал и как актер, и как руководитель труппы, организатор и постановщик представления (напр., в Италии А. Беолько, в Испании Лопе де Руэда, в Германии Г. Сакс, и др.). Характерный для нек-рых видов нар. т-ра (итал. комедия дель арте, фарс и др.) метод импровизации, при постоянных сценариях вместо пьес и масках вместо характеров, по существу исключал потребность в режиссере. Большое значение для развития первооснов режиссерской культуры имела деятельность великих драматургов эпохи Возрождения - Шекспира и Лопе де Вега. Создавая т-р больших гума-нистич. идей, они рисовали борьбу сложных и сильных человеческих характеров. Отсюда - их внимание к актерскому творчеству, стремление научить актеров исходить в своей игре из авторского замысла, требование правдивости чувств, простоты и сдержанности исполнения. Взгляды Лопе де Вега на т-р были выражены в трактате "Новое искусство писать комедии в наше время" (1609). Представление о Шекспире - теоретике т-ра и воспитателе актеров - дает сцена Гамлета с актерами ("Гамлет", действие 3-е, сцена 2-я). Феодальная реакция, распространившаяся в Италии и ряде др. европ. стран со 2-й пол. 16 в., вызвала аристократизацию т-ра, усиление в нем зрелищных, развлекательных элементов. В придворных и постоянных публичных т-рах 16-17 вв. утвердился тип пышного спектакля со сложным декорационным оформлением, эффектами, основанными на применении театральных механизмов. На первый план выдвинулось иск-во декоратора-машиниста и архитектора, создателя грандиозных перспективных декораций, всевозможных апофеозов, полетов и превращений. Традиции подобной эффектной зрелищности неоднократно воскресали в практике т-ра последующих веков. Развитие классицизма в европейском т-ре 17-18 вв. сопровождалось выработкой единой эстетики, строго регламентировавшей приемы актерской игры. Ансамбль, создававшийся на основе этой эстетики, имел другую природу, чем ансамбль нар. т-ра, построенный на максимальном раскрытии индивидуальных возможностей исполнителя. Расин, сам ставивший свои трагедии на сцене т-ра Бургундского отеля (Париж), обучал актеров декламации с голоса, добиваясь от них музыкальной напевности речи, плавного величественно-округлого жеста. Отвлеченной декорации, отвечавшей требованиям единства места и времени действия (дворцовый зал, площадь), соответствовали такие же условные, лишенные бытовой конкретности мизансцены. Но уже Мольер, преодолевая декламационную условность классицистского спектакля, стремился найти для каждой комедии особое конкретное решение. Крупнейшие теоретики эпохи Просвещения (Вольтер и Дидро во Франции, Лессинг в Германии) подчинили рационалистич. метод классицизма задаче разоблачения дворянского абсолютизма и клерикализма. Они боролись за демократизацию т-ра, приближение его к повседневной жизни, добивались социальной и индивидуальной конкретизации актерских образов, поднимали важнейшие вопросы, касающиеся метода актерского творчества (Лессинг "Гамбургская драматургия", 1767-69; Дидро "Парадокс об актере", 1770-73). В области постановочного решения спектакля обнаружилось стремление к большей историч. и бытовой точности декораций, костюмов. Значительный вклад в Р. и. внесла деятельность организованной Экгофом в Германии в 1753 "Академии актерского искусства". Участники Академии (актеры труппы И. Ф. Шенемана) не только всесторонне анализировали роли, но и обсуждали вопросы актерской этики и дисциплины. Ф. Л. Шредер, сподвижник Лессинга, руководитель Гамбургского театра, первый ввел в практику изучение актером не только своей роли, но и пьесы в целом, учредил предварительные читки пьес и регулярные репетиции. Крупнейший педагог, Шредер воспитал целое поколение видных актеров. Во Франции конца 18 в. большое значение имела сценич. реформа, осуществленная Ф. Ж. Тальма, деятельность к-рого определила поворот от классицизма к романтич. т-ру. Видные мастера европ. т-ра и крупнейшие писатели 19 в. (И. Ф. Гете, Л. Тик, К. Иммерманв Германии, Г. Лаубев Австрии, У. Макреди, отчасти Г. Ирвинг в Англии и др.), несмотря на все различия их художеств. позиций, сыграли значит, роль в развитии Р. и., отстаивая принцип единства ансамбля и осмысления актерами всей пьесы. С именами Иммермана, Лаубе и других связано развитие реалистич. школы актерского творчества. Романтич. направление в европ. иск-ве 19 в., с характерным для него интересом к изображению эпохи во всем ее историч. и бытовом своеобразии, заставляло мастеров т-ра искать ярких признаков среды и времени не только в характере персонажа, но и в декорациях, костюмах, а напряженная действенность пьесы порождала заботу об определенном эмоциональном звучании каждой сцены. Постепенно функции режиссера усложняются; он становится самостоятельной фигурой в т-ре, от него отходят функции актера и драматурга. В это время профессия режиссера уже приближается к совр. ее значению (режиссура -как иск-во создания художественно-целостного сценич. произв.). Значительную роль в возникновении Р. и. 19 в. сыграла деятельность нем. Мейнингенского театра, (режиссеры Л. Кронек, герцог Георг II). Бережное отношение к авторскому тексту, тщательное натура-листич. воспроизведение историч. обстановки, достоверность впервые тщательно организованных массовых сцен составляли отличит, свойства мейнинген-ской режиссуры. В Италии первую попытку перестроить организацию театр. дела, создать ансамбль, добиться тщательной отработки всех деталей спектакля предпринял во 2-й пол. 19 в. видный актер и антрепренер Л. Беллоти-Бон. Период становления западноевроп. Р. и. связан с деятельностью т. н. Свободных т-ров - А. Антуана в Париже (создан в 1897), О. Брама в Берлине (создан в 1889), "Независимого театра" в Лондоне (создан в 1891). Протестуя против условностей и штампов, руководители этих т-ров добивались воспроизведения на сцене "куска жизни" и, соответственно, предельной бытовой достоверности актерского исполнения. В творчестве Антуана и еще сильнее Брама проявились тенденции к перенесению в т-р принципов лит. школы натурализма (во главе к-рой стоял Э. Золя) со свойственной этой школе склонностью подменять социальные закономерности биологическими и т. д. В нач. 20 в. в период углубления общего кризиса бурж. культуры натуралистич. тенденции в Р. и. смыкаются с распространяющимся влиянием символизма. Мн. режиссеры выступают в эти годы с критикой реализма, проповедуют условность театр. иск-ва как самоцель (А. Аппиа в Швейцарии, Э. Г. Крэг в Англии и др.). Большой вклад в развитие Р. и. внесло творчество видного нем. режиссера М. Рейнхардта. Но, борясь с приемами натуралистич. т-ра, стремясь раскрывать содержание пьесы в острой своеобразной сценич. форме, обогащая спектакль выразительными средствами музыки, живописи, скульптуры, Рейнхардт не избежал в то же время влияния декадентских течений. Мн. направления в Р. и. Запада в 20 в. развивались под воздействием рус. режиссуры (Станиславского, Немирови-ча-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда, Таирова). Ценные достижения в области Р. и. Запада принадлежат выдающимся художникам, обращавшимся в своем творчестве к использованию опыта рус. школы Р. и. (Ж. Копо, Ш. Дюллен, Г. Бати, Л. Жуве, Ж. Питоев во Франции, М. Валлентин в Германии, Ю. Остэрва и Л. Шиллер в Польше, Н. Массалитинов в Болгарии, Э. Буриан в Чехословакии, Е. Ле Галъенн в США и др.). Новый подъем демократич. движения в годы после 2-й мировой войны 1939-45 благотворно отразился на развитии театр. иск-ва, в частности Р. и. В это время в творчестве т-ра Берлинер ансамбль была практически реализована теория эпического т-ра Брехта, основной пафос к-рой состоит в обращении сценич. иск-ва к интеллекту, мысли зрителя. Режиссура Брехта вобрала в себя опыт В. Э. Мейерхольда, Э. Пискатора и др., по-своему осмыслила теорию Станиславского. Стремясь добиться публицистич. остроты, ясности и четкости политич. выводов, Брехт придавал своим спектаклям максимально упрощенную, но чрезвычайно выразительную, броскую условную форму, часто прибегал к мизансценич. метафоре, вводил в действие песни-притчи (т. н. "зонги"), дал ряд оригинальных решений сценич. пространства. Режиссерские идеи Брехта активно способствовали демократизации зап. т-ра и утверждали метод социа-листич. реализма в нем. сценич. иск-ве. Во франц. т-ре творч. позициям Брехта близки взгляды Ж. Вилара, руководившего до 1963 Нац. нар. т-ром ("ТНП"). В иск-ве Вилара гражданский пафос и идейная глубина в интерпретации драматургич. произв. сочетались с простотой и легкостью сценич. форм. В режиссуре Вилара и Ж. Л. Барро обнаружилась тенденция к слиянию классич. традиции франц. сцены с опытом рус. режиссуры. Но в иск-ве Барро явственнее звучит романтич. тема, порой обретающая экспрессионистскую окраску (в пост. "Замок" и "Процесс" Кафки). Демократич. традиции Антуана и Жемье находят свое развитие в творчестве А. Барсака и др. франц. режиссеров. В Англии совр. Р. и. опирается прежде всего на новое осмысление шекспировского т-ра (М. Редгрее, П. Брук, Т. Гатри и др.). Иск-ву Брука, отличающемуся широтой историч. обобщений и современной, вызывающей конкретные ассоциации остротой сценич. приемов, близки режиссерские идеи Брехта. Отдельные англ. режиссеры (Дж. Литлвуд, П. Холл, Т. Ричардсон) обнаруживают стремление к демократизации сцены, к реализму. Такие же тенденции сильны в итал. т-ре, где на Р. и. оказало сильное воздействие иск-во кино, фильмы кинорежиссеров-неореалистов. Руководитель "Пикколо-театро" в Милане Дж. Стреле? осуществляет пост., отмеченные высокой культурой, интеллектуальностью. В режиссуре Э. Де Филип-по находят свое развитие и продолжение лучшие нар. традиции и прежде всего - традиции импровизационной комедии дель арте. Поиски новых сценич. форм характерны для реж. иск-ва Л. Висконти. В Р. и. США резко обозначен конфликт между стремлением к реалистич. иск-ву, опирающемуся на изучение теории Станиславского (напр., творчество Н. Хоутона, Э. Казана, Л. Страсберга и др.), и откровенно буржуазной тенденцией к развлекательности, к пост. упадочных, модернистских спектаклей. Больших успехов достигло Р. и. в странах народной демократии. Утверждение метода социалистич. реализма, развитие лучших нац. демократич. традиций, усвоение опыта Станиславского, Мейерхольда, Брехта способствовали раскрытию талантов режиссеров Польши (А. Шифман, Э. Аксер, Э. Верциньский, К. Скушанка, Л. Рене, А. Ханушкевич и др.), Чехословакии (И. Гонзлъ), Венгрии (Т. Майор)