Материалы к авторской программе «Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

Назарова Елена Александровна

Материалы к авторской программе «Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

Педагоги студии создают наиболее благоприятные условия для развития творческой личности, реализации творческих способностей детей и молодежи в возрасте 7-18 лет, воспитания их духовной культуры и развития эстетического вкуса.

В работе с воспитанниками, особое внимание уделяется на:

  • Развитие природных способностей детей к эстрадному пению, с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Осуществление дифференцированного подхода в раскрытии содержания образовательной программы.
  • Приобщение учащихся к концертной деятельности, представление успехов и достижений учащихся студии в рамках всероссийских, региональных, краевых и городских конкурсах и фестивалях.
  • Развитие личностных качеств учащихся, способствующих их успешной адаптации в обществе, раскрытию их индивидуальных особенностей.
  • Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки - эстрадной и джазовой, привитие учащимся художественного вкуса.

Обучение детей в студии ведется по студийной авторской программе «Эстрадно – вокальная студия «Модерн», которая рассчитана на 5 лет и предусматривает 2 уровня обучения.

Обучение в студии проводится по авторской программе Назаровой Е.А.. и нацелено на усвоение дыхательных, артикуляционных и вокальных навыков, но и на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие способностей передавать свои мысли чувства через эстрадную песню.

Основные формы занятий: групповые, индивидуальные, постановочные работы, репетиционные, концертные выступления.

Внеурочные формы работы: подготовка и участие в концертных программах, участие в конкурсах, фестивалях разного уровня, олимпиадах и семинарах, мониторингах, посещение культурных учреждений города и края, проведение календарных праздников, дней рождений и т.д.

Студия - уникальное объединение с особой творческой атмосферой, педагогикой сотрудничества между педагогами, воспитанниками и их родителями. В студии всегда присутствует атмосфера доверия, откровенности и психологической защищенности каждого ребенка. Предъявляя детям обоснованные требования, педагоги стремятся каждому ребенку предоставить право на собственный путь развития в сочетании с воспитанием общечеловеческих качеств. Используя методы педагогической диагностики, конструируют образовательный процесс на основе индивидуально-дифференцированного подхода и субъектного взаимодействия.

Репертуар педагогами подбирается особым образом и имеет главное значение.

В репертуаре, за годы существования – более 200 произведений современных авторов и авторов прошлых лет. Сейчас студия активно работает над авторским репертуаром. Наиболее одарённые учащиеся студии сами пишут музыку и стихи. А также, мы сотрудничаем со многими поэтами и композиторами.

Разнообразие репертуара даёт студии возможность принимать участие в мероприятиях любой сценической направленности (эстрадных шоу-программах, театральных постановках, мюзиклах и пр.)

В архиве студии существует уникальная база современного музыкального материала, который постоянно обновляется (фонограммы без голоса хорошего современного качества, защищённые авторскими правами).

Главное музыкальное достояние студии – песни созданные авторами- педагогами. Большинство одарённых учащихся имеют сольный авторский материал, позволяющий выступать на самом высоком российском и международном уровне!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Одной из основных задач дополнительного образования является развитие индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учётом собственных склонностей и желаний. Приобщение детей и подростков к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимает музыка.  Путь к сокровищам музыкальной культуры лежит через живое исполнительство, а в процессе последовательного обучения искусству пения - к освоению всех разнообразных вокальных  умений и навыков, а также художественной выразительности.

Программа .....студии..... носит художественно-эстетическую направленность, углублённый уровень освоения. Специфика комплексного содержания данной программы, предполагает изучение нескольких предметов с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок.  

Комплекс  дисциплин подобран с учётом того, что:

- все виды эстетической и музыкальной деятельности направлены на нравственно-эстетическое воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

- способствуют развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;

- воспитывают стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Обучаясь по данной программе, воспитанник знакомится с основами эстетики, мировой художественной культуры, музыкальной грамоты, развивает вокальные данные, приобретает навыки ансамблевого пения. Всё это способствует выявлению и раскрытию талантов.  В результате освоения данной программы практически каждый воспитанник при его интересе к занятиям может развить свои музыкальные способности, включая певческий голос.

         отличительной особенностью данной программы от уже существующих является наличие нескольких предметов в студии (сольфеджио, ансамбль, вокал, эстетика, сценическое движение), освещающих доминантные идеи вокально-эстрадного мастерства, имеющее актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого развития воспитанников.

        Основной целью данной программы является развитие личности детей и подростков с учётом индивидуального и дифференциального подхода через освоение музыкальной культурой  и овладение искусством вокала.

Задачи:

1.        Создание условий для выявления одарённых детей и подростков, их дальнейшая профессиональная ориентация;        

  2.        Формирование системы работы с одарёнными детьми по развитию творческих способностей;

  3.        Создание системы поддержки одарённых детей через участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.

        В ходе реализации образовательной программы эстрадно- вокальной студии «Модерн» используются вокальные произведения классиков и современных композиторов, а также авторские проекты. Ежегодно репертуар дополняется и изменяется в соответствии с новыми требованиями и возможностями воспитанников.

Программа предназначена для обучения детей и подростков от 7-18 лет.

Предполагает освоение двух уровней.

Первый уровень носит  общеразвивающий характер  и  предназначен для детей от 7-13 лет, предполагает 2-х летнее обучение.

На первом уровне освоения данной программы происходит вовлечение воспитанников в мир музыки и пения, развитие интереса к деятельности такого рода.

Решаются следующие педагогические задачи:

1.        Образовательные

- обучение  слушанию  музыки в её многогранном наследии мировой музыкальной культуры;

- ознакомление с основами нотной грамоты, современными видами музыкальной аппаратуры и акустическими микрофонами;

- разучить вокальные произведения с игрой на музыкальных инструментах.

2.        Развивающие

- развитие чувства ритма и такта;

- расширение музыкального кругозора и вокально-песенного репертуара.

3.        Воспитательные

-  воспитание дисциплины и самодисциплины, чувства личной ответственности;

- воспитать активного участника в общественно полезной деятельности;

- выработать социально ценные навыки поведения, общения;

- создать условия для освоения азов эстетики и музыки;

- формирование правил поведения, товарищеского взаимоотношения на учебных занятиях.

Группы формируются на условиях свободного набора.

1 год обучения не менее 15 человек.

2 год обучения не менее 12 человек.

Включает в программу обучения следующие дисциплины: сольфеджио, ансамбль.

Занятия по дисциплине «Сольфеджио»:

- на первом и втором году обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

Курс обучения дисциплины «Сольфеджио» рассчитан на 2 года. Воспитанник, овладев музыкальной грамотой, навыками пения музыкального  произведения и его интонирования, а также чтения с  листа нотной партитуры музыкального произведения, по желанию может продолжить обучение на втором уровне  по дисциплине «Вокал» и «Эстетика».

Занятия по дисциплине «Ансамбль»:

- на  первом  году проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год;

- на  втором году 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов в год.

Курс обучения дисциплины «Ансамбль» рассчитан на 2 года. Воспитанник, овладев навыками певческой установки и умением анализировать музыкальное  произведение с правильной отработанной интонацией, а также чтения с  листа партий и пения музыкального произведения с микрофоном, по желанию может продолжить обучение на втором уровне  по дисциплине «Ансамбль» и «Сценическое движение».

        В результате освоения первого уровня воспитанники  должны овладеть следующими  знаниями и умениями:

По дисциплине «сольфеджио»

Год обучения

Должен знать

Должен уметь

1 год

Понятия и определения:

музыкальность;

звуки шумовые и музыкальные;

тембр и тембровый слух;

свойства звуков;

силу звуков;

высота звука, ритм и ритмические последовательности;

музыкальные инструменты;

музыкальный оркестр;

запись высоты звука;

длительности звука;

Правила поведения на учебных занятиях.

Интонировать и петь:

определять звуки по силе и тембру;

слушать музыку выражающую и изображающую;

пропеть звуки разной высоты;

определять восходящий и нисходящий звукоряд;

слышать полутон и тон;

длительность звука;

Определять и записать в нотной тетради:

ритмические последовательности;

длительности нот – целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая;

Общаться со сверстниками в группе.

2 год

Понятия и определения:

звук, высота, сила и длительность звука;

тембр;

резонанс;

нотный стан и нотное письмо;

увеличение длительности ноты

сила звука;

нотный стан и происхождение нотного письма;

ключи скрипичный и басовый;

названия нот;

такт и тактовая черта;

мажор и минор;

Правила поведения на учебных занятиях.

Интонировать и петь:

нотную запись;

мажор и минор;

Создать запись в нотной тетради: диктанты с ритмическими последовательностями по памяти в объёме 4-х тактов;

строить скрипичный и басовый ключи;

Петь по нотной записи песни сольфеджио и со словами.

Общаться со сверстниками в группе и обмениваться музыкальным опытом по средствам изучения музыкальных произведений.

По дисциплине «ансамбль»

Год обучения

Должен знать

Должен уметь

1 год

Понятие:

Ансамбль (дуэт, трио, квартет)

Анализ музыкального произведения

Владеть навыками певческой установки

Анализировать музыкальное произведение

Пропевать гласные и согласные звуки

Делать запись одноголосной партитуры

2 год

Определение:

- гармонический строй

- многоголосие

- голосоведение

- артикуляционный аппарат

Интонировать музыкальное произведение

Проговаривать слова в песне

Петь в дуэте, трио, квартете

Читать с листа музыкальную одноголосную партитуру

Методами отслеживания результативности овладения воспитанниками содержания первого уровня являются: наблюдение, тестирование, анкетирование. Результаты,  которых отражаются в диагностических таблицах. Используются три вида контроля: начало, середина и конец года.

Основные формы:

- индивидуальная тетрадь по дисциплине ансамбль;

- нотная тетрадь по дисциплине сольфеджио;

- рабочая тетрадь по дисциплине сольфеджио;

- концерт;

- кроссворд  «Семь нот»;

- игровая программа «Звуки музыки».

Второй уровень – от 9-18 лет, предполагает 3-х летнее обучение.

Второй уровень обучения носит углублённый  характер и имеет профессиональную ориентацию.

На  втором  уровне происходит более  углублённое освоение предметного содержания и становление личностных качеств  воспитанников.

Решаются следующие педагогические задачи:

1.        Образовательные

- обучение основам актёрского мастерства и вокальной технике исполнения музыкального произведения;

- обучение навыкам интонирования музыкальных произведений.

2.         Развивающие

- развитие навыков многоголосного пения;

- привитие эстетического вкуса.

3.        Воспитательные

- формирование гармонически развитой личности;

- воспитание сценической культуры исполнения музыкального материала;

- создание условий для становления системы жизненных ценностей на основе освоения норм этики и эстетики.

В группы второго уровня обучения зачисляются воспитанники желающие продолжить дальнейшее обучение в студии, а также подростки, достигшие 9 летнего возраста, ранее обучавшиеся в музыкальных школах, студиях и коллективах (по результатам тестирования и собеседования).

3, 4, 5 год обучения не менее 10 человек.

В программу обучения вводятся новые дисциплины такие как: эстетика, сценическое движение, вокал.  Эту необходимость можно обосновать тем, что подростки в отличие от детей, имеют достаточно большой запас знаний и могут воспринимать теоретические положения эстетики, а также вопросы теории и истории искусства, становится возможным приобщение их к сокровищнице мировой художественной культуры; овладев навыками пения в ансамбле, воспитанники участвуют в постановке музыкальных спектаклей, праздников, конкурсах и фестивалях, для этого необходимо знать основы сценического движения; наряду с ансамблевым пением существует сольное пение, где солист разучивает индивидуально вокальное произведение, для этого необходима постановка певческого дыхания и развитие голосового аппарата, что и происходит на занятиях по  вокалу.

Занятия по дисциплине «ансамбль» проводятся

- на 3, 4, 5 году обучения  2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часов в год

Занятия по дисциплине «вокал»:

- на 3 году обучения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год;

- на 4 году по 1 часа 2 раза в неделю, всего 72 часа в год;

- на 5 году по 2 часа 2 раза в неделю, всего 144 часа в год.

Занятия по дисциплине «эстетика» проводятся:

- на 3 и 4 году обучения 1 раза в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год

Занятия по дисциплине «сценическое движение» проводятся:

- на 4 и 5 году обучения 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

        В результате освоения 2 уровня воспитанники должны овладеть следующими знаниями и умениями

По дисциплине «ансамбль»

Год обучения

Должны знать

Должны уметь

3 год

Определения:

- ансамблевая звучность

- многоголосие

- голосоведение

- фразировка

Пропевать партию по голосам

Петь на два голоса – держать свою партию

Петь в унисон музыкальное произведение

4 год

Определения:

- гармоничный строй

- интонация музыкального произведения

- мелодический строй

- капелла

Исполнить акапельно музыкальный отрывок из произведения

Владеть, словом в пении

Пропевать гласные и согласные буквы

Петь на два голоса, держать свою партию

5 год

Определения:

- гармонический строй

- партитура

- артикуляция

- дикция

Слышать и различать многоголосное музыкальное произведение (два, три голоса)

Исполнять без музыкального сопровождения песню

По дисциплине «вокал»

Год обучения

Должен знать

Должен уметь

3 год

Основные правила пения

Строение певческого аппарата

Разновидность певческих голосов

Пользоваться основными правилами пения

Грамотно формировать извлечение звука

Правильно работать с микрофоном

4 год

Понятия:

- голосовой аппарат

- вокальные жанры

- артикуляция

- вокальное произведение

Правильно работать с микрофоном

Петь вокальные произведения

Двигаться на сцене под музыку

5 год

Понятия:

- диапазон

- дыхание

- дикция

Держаться на сцене вокально-грамотно пропевать  музыкальное произведение

Свободно владеть микрофоном

Соблюдать ритмический рисунок произведения

По дисциплине «эстетика»

Год обучения

Должен знать

Должен уметь

3 год

Понятия:

- культура

- разновидность видов искусства

- первобытная культура

- человек и общество

- культура быта и общения

Определять виды искусства

Определять на слух жанры песен (колыбельная и т.д.)

Составлять устные рассказы по теме «Дом – зеркало души»

«Дом и отечество»

4 год

Мифы и легенды народов

Понятия:

- «Тайна души»

- «Труд»

-«Люди и боги»

Искусство Древней Руси

Пересказывать мифы и легенды Древней Греции

Определять виды искусства

Синкретизировать взаимосвязь видов искусства (музыка и литература, театр и музыка)

По дисциплине «сценическое движение»

Год обучения

Должен знать

Должен уметь

4 год

Определения:

- сценический образ

- пластика тела

- речь

-ритм

- развивающие игры

Координацию движений

Этику

Речь

Чувство ритма

Выполнять упражнения на внимание

Сценическое движение под музыку

Владеть танцевальными движениями к песне

Этюды на развитие фантазии

Координировать движения

Владеть пластикой тела

Читать стихотворения

Проговаривать фразами песню

5 год

Определения:

Цвет

Образное воспитание цвета

Этюд

Этюды на заданные темы

Выполнять этюдов на заданные темы

Инсценировать сюжеты из прочитанных сказок

Владеть:

- чувством партнёра

- пластикой тела

- искусством чтеца

- чувством ритма

- моторикой рук

Методами отслеживания результативности овладения воспитанниками содержания второго уровня являются: наблюдение, тестирование, анкетирование. Результаты,  которых отражаются в диагностических таблицах. Используются три вида контроля: начало, середина и конец года.

Основные формы:

- индивидуальные тетради по дисциплине ансамбль и вокал;  концерт; музыкальный  спектакль;

музыкальная гостиная.

      В процессе реализации образовательной программы на 1 и 2 уровне обучения используются:        

1.         Формы организации деятельности воспитанников во время учебных занятий:

- индивидуально-групповая;  индивидуальная; групповая; ансамблевая.

2.         Формы проведения учебных занятий: беседа, занятие-игра, репетиция, творческая встреча, викторина, концерт,  открытое занятие, занятие – опрос, музыкальная сказка, мюзикл,  видео-занятие, занятие – презентация, диагностика.

3.         Методы обучения:

По способу организации занятий

- словесные методы обучения: беседа, устное изложение темы занятия, анализ музыкального произведения,  анализ партитуры.

- наглядные методы обучения: показ иллюстраций и репродукций, видеоматериалов, слайдов, презентаций, показ и исполнение педагогом музыкального произведения, показательное выступление.

- практические методы обучения: вокально-тренировочные упражнения (вокальная гимнастика и скороговорки, распевы, вокализ, тренинг дыхательной системы певца, песенки – распевки, система активных упражнений для вокалиста), постановочная работа музыкальных номеров, постановочная работа музыкального номера с аппаратурой и микрофоном, репетиция, выступление.

По уровню деятельности детей

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;

- частично-поисковые.