Музыка в духовно-нравственном развитии ребенка (начало).

Фадеева Марина Георгиевна

Древние о музыке.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз  музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число  предметов воспитания молодёжи».

Аристотель

(древнегреческий философ)

О том, что музыка оказывает воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор (математик и астроном) сказал своё слово и в античной этике. По свидетельству современников, «смешивая различные мелодии, как лекарства, он легко приводил к противоположному состоянию  страсть, неуёмную, ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели». Пифагорийцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов, силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки  родственны чувствам и поэтому рождают в душе отклик.

Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла введение государства, так как в таком серьёзном, с общественной точки зрения, деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы» мелодий, танцевальных движений, ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Платон: «Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно».

Аристотель: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служит и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику». Древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушание музыки при инфекционных заболеваниях, а в представлении древних китайцев – музыка символ порядка и цивилизации. Каждый человек должен был играть на каком-то музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности и переживаний.

Агрессивность - порочность сердца.

К чему призывали древние? – избегать музыки, оказывающей вредное воздействие, как применить это на практике в современном мире? Мелодия, гармония – особый специфический язык эмоционального воздействия, и пользоваться им нужно умело, не пуская эту возможность на самотёк.

Музыка не должна быть по сути своей агрессивна, но должна возбуждать добрые, человеческие начала.

Оглушающая сила звука, бьющий в одну не защищенную точку восприятия ритм, диссонансы, спецэффекты на рок-концертах, часто выбивают психику молодёжи, доводя до наступления, эмоционального шока. Неадекватность – вот что опасно в таких проявлениях, но здесь присутствуют скорее совокупность причин: 1. Желание разрядиться, выплеснуть накопившееся зло, отрицательную энергию; 2. Подражать большинству, расширить рамки  дозволенного во чтобы- то ни стало, выразить протест против чего-либо и т.д.

Психолог Анатолий Зак задаёт вопрос: «Потеря интереса молодёжи к серьёзной музыке и возросший во всём мире уровень подростковой преступности – это звенья одной цепи?»

Следующий вопрос от французского философа и писателя Дени Дидро: «Может ли сочетаться    чистота вкуса с порочностью сердца?» Вопрос от современных родителей: «Нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?»

Не секрет, что в школе мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Хуже дело обстоит с воспитанием человеческих чувств. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. Как важна способность к сопереживанию, умение в любви и ненависти сохранять человеческое лицо, жалость, сочувствие, умение мечтать. Музыка учит эмоциональной культуре. У ребёнка мало знаний, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Тенденции современной педагогики: не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.